Неофиту остаётся чрезвычайно благородное занятие -- размышлять, рефлексировать обо всяких таких вещах, поскольку он самим своим положением неофита относительно ситуации родного религиозного лона (которого у него нет!), рефлексии не способствующей -- остранён. Но последнее, конечно, только если у него есть склонность к философскому размышлению.
Опытный проводник -- это всегда хорошо. Но я думаю, что проводников не следует обожествлять или приписывать им волшебные свойства, а тем более отдавать в их руки свою волю и здравое рассуждение. У всех учиться, но с рассуждением. К тому же, практически все традиции (которые я лично знаю) обычно восклицают с пафосом, что-де "в наше время давно уже не осталось опытных учителей". Что осталось, это тексты и возможность их изучения. Но на это надо много времени и усилий.
Да, это одна из интерпретаций. Но, например, учения махамудры (тантрической и не-тантрической, сутра-махамудры) говорят именно об опытном переживании "Татхаты", которое "превыше слов и концепций".
Эдгар, напишите об этом статью. Хотя бы на 2-2.5 страницы. Я прекрасно понимаю, что вы имеете ввиду, но иногда просто не хватает слов объяснить. А вам скажу большое спасибо. :)
На самом деле об этом нужно бы написать серьёзную религиоведческую научную статью, со ссылками на источники и всем прочим антуражем, а не просто постинг в ЖЖ на пару страниц. Материал постепенно собирается. Но пока что мне надо разделаться с некоей крайне срочной работой.
Ваше понимание меня, откровенно сказать, очень радует и поддерживает. С университетскими коллегами по институту мне особенно об этом не поговорить -- все они слишком филологи. А в нашем институте религиоведения никто такими темами, насколько я знаю, не занимается. Теологам это вряд ли будет интересно. А форумные буддисты моментально высмеивают, даже не попытавшисъ вникнуть в суть дела. Также боюсь, что и с кашмирско-шиваитской точки зрения это ересь. Это какая-то мучительно и в течение многих лет выклёвывающаяся личная концепция, над которой надо, разумеется, ещё много работать.
Да, вы правы - необходима тяжёлая статья. И, желательно, что бы с примечаниями или врезками от практика с психологическим образованием. Мы с Соманандой говорили об этом вскользь - вроде бы ему тоже интересно (facebook.com/somananda.sarasvati - я отправил рекомендацию в друзья). Но, опять таки, это только мой опыт. Просто я вижу, как русские христианизируют и не понимают индуизм - валят всё и вся в одну кучу; с буддистами проще - они хоть и читают только своих авторов, но всех подряд [и мадхьямаков и мадхямиков ;)]. Мне в этом отношении проще - мама была еврейкой и меня много лет воспитывала в основном бабушка (дочь рава) - т.е., как бы двойная психология и в дальнейшем возможность их сравнивать. А вообще доходит иногда до смешного... Человек, дикшита (!), рассказывает о девушке, которую (якобы, ибо сам плохо знает) изнасиловали пуджари в храме. На вопрос о том, что не может ли быть это кармическим случаем, следует поток возмущения и неприятия моих слов. Вообщем, почва благодатнейшая. Надеюсь, вы поймёте, что я хотел сказать.)))
Всякого рода полукровкам, полилингвам и иным маргиналам легче найти подход к таким вещам. Поскольку они (мы...:-)) с детства привыкли сопоставлять и оттачивать позицию стороннего наблюдателя, а не целиком вовлечённого и поэтому неосознающего участника
( ... )
Отличный пост! Хотя исходя из своего опыта скажу, что Эдгар Вы переоценивайте и уровень практики наших, да и западных, буддистов. К глубокому моему сожалению.
Я мало что знаю об уровнях практики. Но знаю, что многие хвастаются всякими высокими посвящениями, тантрами, дзогаенами и махамудрами. Я действительно думаю, что в большинстве случаев это бахвальство без глубоких знаний. Буддизм -- это сейчас модно среди интеллектуалов. Особенно если это, что называется, "школота" и вообще молодые люди. Вряд ли кто-то будет со значением намекать, что-де "я практикую наставления по бодхичитте". Просто это та область, где фальшь обнаруживается довольно быстро. В то время как можно заявлять о практиковании тантры, при этом оставаясь всё таким же трамвайным хамом по своим манерам и неучем по сути, но говорить, что "твои клеши и тот факт, что ты НЕ практикуешь, или ЕЩЁ не достиг..., не позволяет тебе увидеть во мне Будду" и т. д. и т. п. Давно известные и основательно надоевшие игры, про все эти "уровни, степени и проч. Мистический туман, призванный другим и прежде всего себе заморочить голову.
Думаю, можно сказать так: священные тексты - это некоторые реперные точки, которые помогают осмыслить и систематизировать религиозный опыт, который сам по себе словами невыразим.
Обычный Чайник может подняться до уровня Священного Чайника путем вербализации процесса кипения. Причем, в процессе вербализации можно обнаружить, что католическое кипение не менее захватывающий процесс чем буддистское.
Однако, Настоящему Священному Чайнику совершенно безразлично священный он или нет. Главное, чтоб вода кипела ).
Comments 95
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А вам скажу большое спасибо. :)
Reply
Ваше понимание меня, откровенно сказать, очень радует и поддерживает. С университетскими коллегами по институту мне особенно об этом не поговорить -- все они слишком филологи. А в нашем институте религиоведения никто такими темами, насколько я знаю, не занимается. Теологам это вряд ли будет интересно. А форумные буддисты моментально высмеивают, даже не попытавшисъ вникнуть в суть дела. Также боюсь, что и с кашмирско-шиваитской точки зрения это ересь. Это какая-то мучительно и в течение многих лет выклёвывающаяся личная концепция, над которой надо, разумеется, ещё много работать.
Reply
Но, опять таки, это только мой опыт. Просто я вижу, как русские христианизируют и не понимают индуизм - валят всё и вся в одну кучу; с буддистами проще - они хоть и читают только своих авторов, но всех подряд [и мадхьямаков и мадхямиков ;)]. Мне в этом отношении проще - мама была еврейкой и меня много лет воспитывала в основном бабушка (дочь рава) - т.е., как бы двойная психология и в дальнейшем возможность их сравнивать.
А вообще доходит иногда до смешного... Человек, дикшита (!), рассказывает о девушке, которую (якобы, ибо сам плохо знает) изнасиловали пуджари в храме. На вопрос о том, что не может ли быть это кармическим случаем, следует поток возмущения и неприятия моих слов.
Вообщем, почва благодатнейшая.
Надеюсь, вы поймёте, что я хотел сказать.)))
Reply
Reply
Reply
Вряд ли кто-то будет со значением намекать, что-де "я практикую наставления по бодхичитте". Просто это та область, где фальшь обнаруживается довольно быстро. В то время как можно заявлять о практиковании тантры, при этом оставаясь всё таким же трамвайным хамом по своим манерам и неучем по сути, но говорить, что "твои клеши и тот факт, что ты НЕ практикуешь, или ЕЩЁ не достиг..., не позволяет тебе увидеть во мне Будду" и т. д. и т. п. Давно известные и основательно надоевшие игры, про все эти "уровни, степени и проч. Мистический туман, призванный другим и прежде всего себе заморочить голову.
Reply
Обычный Чайник может подняться до уровня Священного Чайника путем вербализации процесса кипения. Причем, в процессе вербализации можно обнаружить, что католическое кипение не менее захватывающий процесс чем буддистское.
Однако, Настоящему Священному Чайнику совершенно безразлично священный он или нет. Главное, чтоб вода кипела ).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment