Я не ставил задачей создать по-антическим образцам классически трёхчастное, законченное сочинение, просто наскоро записал свои мысли, -- то, о чём много думаю в последнее время. Ну хорошо, часть об университском образовании можно считать тезисом, о теософии и столоверчении -- антитезисом. Синтеза у меня и впрямь пока не получается. Не выходит, и всё тут. Отсюда моё и впрямь двойственное отношение к означенному учёному.
Рерихи и впрямь семейка магов-практиков. Синкретизм как мировоззрение, эзотеризм как эстетическая стилизация и магия как практический метод. Кстати, очень эффективно действует среди интеллектуалов с "исканиями". Дело вовсе мне в моей "ортодоксальности", а в безвкусии всякого нарочитого синкретизма, на мой взгляд. И думал я так ещё задолго до Кураева с его опусами. Ещё в конце 1980-х много общался с рериховцами в Риге и, соответственно, размышлял на эти темы.
Все так, но странно, как мне кажется, сравнивать собственный "духовный опыт" с "духовным опытом" человека, с которым Вы даже лично не были знакомы, и на основании подобных гипотез выносить категорические суждения.
Это не категоричное суждение, а личное недоумение, которую Вы верно назвали гипотезой. Зная официальные факты жизни человека и множество его самого и о нём публикаций, любой человек может себе позволить такое частное суждение в частном (моём личном!) блоге (см. правила этого блога). Тем более что миф об особой "духовности" членов семьи Рерихов вполне растиражирован СМИ и книжными публикациями, породив даже особого рода подобие секты, в России очень успешной. Вот я и спрашиваю о качестве этой "духовности" и об авторитетности её для меня лично, зная об её истоках: столоверчении и спиритизме, к чему у меня вполне определённое негативное отношение.
В противном случае никто не имеет права судить ни об одном человеке, которого бы он ни знал глубоко и лично. То есть практически вообще ни о ком и ни о чём. А это jest velikj gl'ypost и пафосная поза.
Если Вы вдруг не заметили: эта заметка -- не научная или юбилейная статья, а набросок приватных мыслей, вполне в жанре частного дневника, пусть и доступного для чтения посторонней публики.
увлечение Рерихом былов моей семье, во время когда более-менее все интересовались более-менее всем; но толком не закрепилось, больше симпатий вызывал пакт Рериха, чем все остальное, насколько помню
( ... )
Мне с юности было интереснее общаться с теми, кто полон сомнений и поисков. У кого имелся сильный drive. Они, как правило, становились моими временными менторами. С людьми "правильной веры" всегда приходится тщательно подбирать слова, чтоб в чём-нибудь, не приведи Господь, их правильность не оскорбить. Ещё учась в семинарии в Риге, я общался и с латвийскими рериховцами -- видимо, из-за Rudziitis-а их в Латвии набралась большая компания. Тогда мне этот рериховский синкретизм даже в чём-то импонировал. Но и у рериховцев или любых других теософов тоже имеется "правильная вера", означающая конец духовного поиска -- только возделывание "своего". Думаю, что не менее жёсткая вера, где нет места свободному вопрошанию. И иной христианин может оставаться достаточно открытым. Однако в нынешние врмена это, кажется, стало более исключением. Я имею в виду в Россию (и Латвию "до кучи").
Comments 50
Эдгар, я Вам несколько дней назад послал письмо на емейл. Возможно, Вы его не заметили. Или оно затерялось где-то по дороге:)
Reply
Reply
Reply
Reply
А последние абзацы вообще озадачивают...
Reply
Reply
Reply
В противном случае никто не имеет права судить ни об одном человеке, которого бы он ни знал глубоко и лично. То есть практически вообще ни о ком и ни о чём. А это jest velikj gl'ypost и пафосная поза.
Если Вы вдруг не заметили: эта заметка -- не научная или юбилейная статья, а набросок приватных мыслей, вполне в жанре частного дневника, пусть и доступного для чтения посторонней публики.
Reply
Reply
Reply
Reply
Но и у рериховцев или любых других теософов тоже имеется "правильная вера", означающая конец духовного поиска -- только возделывание "своего". Думаю, что не менее жёсткая вера, где нет места свободному вопрошанию.
И иной христианин может оставаться достаточно открытым. Однако в нынешние врмена это, кажется, стало более исключением. Я имею в виду в Россию (и Латвию "до кучи").
Reply
Leave a comment