О Юрии Рерихе в раздумьях

Feb 13, 2012 23:22




Юрий Николаевич Рерих интересен и значителен прежде всего своим влиянием на русские гуманитарные науки. Пожалуй, поболее, нежели объективно верифицируемыми научными достижениями. Но об этом внешнем, кажется, много всего написано. Его образ, являющийся зрителю через фотографии, явно намекает, подталкивает к мысли: перед тобою мудрец, знающий запредельное. Этакий с характерной азиатской непроницаемой раскосостью тайнозрительный лама в одежде европейского джентельмена. Внешность-таки творит миф, особенно в России - в ней всегда.


Достаточно вспомнить по портретам знакомого длиннобрадого Владимира Соловьёва, юродски стилизовавшего себя под ветхозаветного пророка. Хотя, наверное, и сам искренне в это верил. Потому-то могу себе представить силу гипнотизирующего влияния Рериха-юниора на души советских студентов или аспирантов-славистов, слушавших у него санскрит после его возвращения в Москву. Лама-тайновидец, да и только - и юные романтики: картинка для бытописателя, не чуждого философских раздумий. Естественно, высечется искра. Не могло не зaняться это советами изрядно высушенное сено. Конечно, не просто "учитель", но - "Учитель", множественное число от которого не "учителЯ", но "УчИтели".

Меня как в некотором роде "коллегу" Юрия Николаевича (по роду моих занятий особенно в последний десяток лет так вроде выходит) заинтересовали не "духовные свершения махатмы" (это особая тема, для меня крайне спорная), но такая мелкая частность, как его базовое востоковедное образование. Чтоб об этом в основных чертах узнать, далеко ходить не надо: только погуглить и кликнуть статью в Википедии.

Выпускник частной гимназии Мая, наверняка прилично знал классические языки (латынь и греческий). В 1919-1920 гг., то ли год, то ли два Ю. Н. занимается восточными языками на индоиранистике в Лондонском университете. Переведясь в Гарвард, занимается ещё два года и становится бакалавром индийской филологии. То есть так и получается, что для получения бакалаврского звания учился то ли три, то ли четыре года - как сейчас. По опыту наших бакалавров скажу, что освоить за 3 университетских года санскрит невозможно. Можно получить приличное общее представление о нём.

Потом он работает то ли год, то ли два в Париже, одновременно занимаясь тибетским, монгольским и индийскими языками, да к тому же ещё "слушает курсы китайского и персидского языков". Получает степень магистра. Интересно, насколько при таком интересном разнообразии можно углубиться в тот же санскрит, или тибетский?.. Вот, собственно, и всё базовое университетское образование. Достаточно разнообразно, но ничего такого сверхобычного. По крайней мере по нынешним временам.

Следующие год-два работает на севере Индии: в Сиккиме и Кашмире. Там его занятия санскритом и тибетским происходят, вероятно, с местными кашмирскими пандитами (в то время традиция местной кашмирской санскритологии цвела, не будучи ещё под корень разорённой мусульманскими варварами). В Сиккиме, скорее всего, занимается тибетским с тамошними монахами. То есть со времени его пребывания в Индии занятия языками становятся практическими, с туземными носителями традиционного знания. Там же, вероятно, по ходу дела овладевает хинди (что не так и особо сложно). В путешествиях своего отца занимается, кроме прочего, тибетскими диалектами. Наверное, свою роль cыграла и природная языковая одарённость.

Думаю, что тибетский он знал гораздо лучше санскрита. Есть ли у него какие-либо исследования или переводы санскритских произведений? Не уверен. Все известные мне переводы Ю. Рериха - с тибетского.

Рерих - явно не кабинетный учёный, сделавший стандартную академическую карьеру в университете или в системе Академии наук. Я даже не знаю, была ли у него обычная западная докторская степень (PhD), не говоря уже о Dr. Litt. (= Habilitation), т. e. "полный (профессорский) докторат" (Педивикия об этом умалчивает). Интересно, когда ему дали советского "доктора филологических наук"? Любопытно было бы разузнать. За что именно? По совокупности публикаций?..

На фоне советского убожества того времени [по крайней мере в востоковедной области, а также в философии: не забудем - Рерих вернулся в советскую Москву в 1957 году и прожил меньше трёх лет, а потом внезапно умер] его знания, вероятно, казались аспирантам, да и другим сотрудникам Института востоковедения феноменальными, в совокупности с азиатским обликом создав для юных романтиков ауру всеведущего восточного мудреца, обладающего тайным знанием. Ну а от них уже дальше - вдохновение, и влияние на русских гуманитариев.

Как тибетолог он, конечно, общепризнан (на его английский перевод deb ther sngon po, "Синих/Голубых анналов" Гёлоцзавы до сих пор принято везде ссылаться). Но любопытно, что многотомным его тибетским словарём пользуются, вероятно, только в России. Да и то не уверен, т. к. в настоящее время доступны всякие неакадемические онлайн-словари, а также те же старенькие Ешке и Чадра Дас. У нас в библиотеке он стоИт, но я за многие годы никогда не видел, чтоб кто-то там рылся. Стоит он и у меня дома (купил когда-то в Питере). Заглядываю в него редко, не обнаруживая ничего принципиально нового по сравнению с его архетипом Чандра Дасом ("архетипом"-прародителем которому послужил в свою очередь Ешке).

Несколько слов о "духовном опыте" Ю. Н. Рериха, о котором принято с таким благоговением говорить. "Духовный опыт" его, как я когда-то давно с узнал с дрожью отвращения, происходит изначально из столоверчения и прочих фокусов общения с потусторонними зазеркальными сущностями, всяческими "элементариями", которых он со своими единомышленниками именовал "махатмами". Вот тут уж я, воля ваша, никак не соберусь с силами, чтоб изобразить для публики почтение. Сложные эмоции у меня это вызывает, наподобие тех, какие возникают, когда я слышу словосочетание "тантрический секс"... Я с самого детства воспринимал окружающий мир исполненным самых разных, в том числе и невидимых созданий - нейтральных, добрых и не очень, или даже крайне вредоносных. По страшненькому опыту некоторых из родственников знаю, что из столоверчения и т. п. ничего хорошего не выходит. Не знаю, какая может развиться "духовность" у человека, который на дружеской ноге с шумными духами.

Сызмальства приученный в случаях необходимости, а также силою внуренне заведённого порядка молитвенно и без посредников обращаться к "СамомУ", смотрю на посиделки адептов с чертенятами без всякого уважения (пусть и называют их махатмами, a по мне так хоть инопланетянами). Видимо, тут тоже многое зависит от душевной структуры личности, а может и ещё от чего.
……………………………
[Размышляя о знаниях и Знании, о восприятии знающих и о связанном с этим мифотворчестве, а равно и об амбивалентности "духовности"]

персоналии, тибиндо, Рерих, история науки, востоковедение

Previous post Next post
Up