Leave a comment

Comments 13

fritzchen January 2 2012, 20:18:39 UTC
Не знаю всех подробностей, но, похоже, идёт борьба с комментариями Прабхупады, вкупе с коими, неотрывно, идёт кришнаитская версия Гиты. И тут я на стороне православных товарищей - пантеистический\ньюэйджевский воззренческий продукт аптекаря Прабхупады ужасающь. Другое дело, инструмент борьбы отвратительный, негодный. Но, как говорится, рыбак рыбака или dog eat dog.

Reply

edgar_leitan January 2 2012, 20:25:26 UTC
По моему, разумному человеку не следует быть на стороне нечестно играющих, использующих силу. Впрочем, об этом мой пост.
Вот если б кришнаиты принялись утеснять христиан... Но пока что притесняют их, используя методы лжи и административное воздействие. "Кушают детей", дескать, и "приносят человеческие жертвы".

Reply

fritzchen January 2 2012, 20:50:32 UTC
Я на стороне закономерно, справедливо, формирующейся локи, вместилища, - наивно полагать, что встретишь на пиратском острове сокровищ епископа, и ещё более наивно "вставать на на его сторону". Что же до честности и силы, то в кришнаитских кулуарах звучали вещи и покруче, сам слышал, и на полном серьёзе, Гитлер отдыхает. А вот, вспоминается история про то как отравили Ащоку и назначили по 100 золотых за голову тхеравадина.

По проводу религиозного реформатора не соглашусь. Религиозные реформаторы - это Нагарджуна, Дхармакирти, Цонкапа, Шанкарачарья, а Прабхупада нет, и критерий тут как раз последователи, один из критериев. Со временем количество последователей Прабхупады на порядки уменьшилось, за 10-20 лет, количество последователей реформаторов из моего списка на порядки увеличилось, на протяжении веков. Если не вдаваться в текст "реформ".

Reply

edgar_leitan January 2 2012, 21:02:04 UTC
Я хорошо могу себе представить, что кришнаитам свойственен фанатизм. Не знаю, в кулуарах я у них не бывал. Наверное, тоже христиан не особо жалуют.
Я не то чтобы их защищаю: я не правозащитник. Но и рассказывать об индийских религиях несусветные байки -- тоже, знаете ли... А в православии (у католиков в меньшей степени, поскольку западное общество более открытое и более светское) принято про нехристианские религии сочинять байки и даже откровенно и недобросовестно врать.
Дхармакирти всё-таки нельзя назвать "религиозным реформатором", в отличие от Цонкапы. Это философ, великий мыслитель, но не религиозный реформатор.

Reply


ext_374119 January 2 2012, 21:23:38 UTC
На мой взгляд английский перевод Прабхупады вполне адекватен, филологически интересен и не выходит за рамки его традиции. Русский перевод перевода, который я читал больше десяти лет назад, страдает непредусмотренными Прабхупадой ошибками. Однако, я познакомился с Гитой еще в детстве именно благодаря этому переводу и навсегда буду благодарен ему как учителю, открывшему мне это чудо, даже если я не согласен с объяснениями и переводами. Филологи также не должны забывать, что текст принадлежит в первую очередь традиции. Даже очень хороший филологический перевод может оказаться духовно слепым и ничего не задеть в душе у людей. Перевод и комментарий Прабхупады, какими бы они ни были, открыл для тысяч людей бесконечную любовь к Богу.

Reply

edgar_leitan January 2 2012, 21:43:47 UTC
Ну я же писал в посте, что хороший филологический перевод всё это учитывает :) Кто ж спорит! Однако не каждый переводчик -- художник слова. Переводчик с восточных языков должен быть как минимум хорошим профессионалом-ремесленником и добротным филологом.
Однако когда перевод слишком "художествен", есть опасность, что на место смыслов ткста заступают красоты перевода. Вполне могу предполагать, что и переводы Семенцова, и Смирнова открыли для людей многое. Человек обычно получает то, что он ищет и что получить готов.

Reply


lal_balu January 2 2012, 23:39:41 UTC
> обычному читателю, не обременённому знанием санскрита

ваш плохоскрываемый снобизм неоправдан

Reply

edgar_leitan January 2 2012, 23:50:18 UTC
Уверяю Вас, в этом нисколько нету снобизма. Увы, каждый слышит то, что хочет или, необорот, что ему неприятно услышать.
Простая констатация факта. Все мы в большинстве областей неспециалисты. И это очень остро чувствую. Даже в санскрите вечный начинающий. Вы разве не заметили, сколько я поставил вопросов, на которые не знаю пока ответов? Где тут снобизм?
Но это не причина, чтоб знающим чуть больше среднего "потребителя" не высказывать иногда свои соображения. Филологию и филологов в широких рядах "духовно ориентированных" интеллигентных потребителей религиозной "культурки" принято ругать и уничижать. Мне хочется встать на защиту всякого, кого незаслуженно ругают. Вот и Вы в моём посте не увидели ничего, кроме "плохо скрываемого" снобизма. Что и требовалось доказать...

Reply


Leave a comment

Up