„Философия не может иметь своего специфического объекта, поскольку её единственный, не-специфический объект -- мышление самого философствующего, а то, о чём философствующий мыслит, когда он мыслит, -- вторично, случайно и временно.
Да-да! По-моему, это симптомы своеобразной "шизофрении" религиозного сознания, семя которой обронено ещё в знаменитом евангельском диалоге: "А кто мой ближний?" Живая, онтологическая близость перестала быть нормой восприятия. Вот он, человек, такой же как я - но другой! Я его "не вижу", он "за чертой", я смотрю на него как на объект.
..."другой" дан тебе в мышлении, только когда либо он уже стал тобой, перестав быть "другим", либо ты уже стал им, перестав быть собой...
Интересное следствие: чтобы "обрести ближнего", кто-то из вас должен потерять себя. Это ж напрямую восходит к древним богам, "истощающим" себя в творении и жаждущих получить назад затраченное. Семантически весь приведённый отрывок из Пятигорского строится на теме границ и противопоставлений, что само по себе символично.
Вот Пятигорский и Мамардашвили как раз так это и трактуют, только другими словами. Позволю себе процитировать отрывок из очерка Пятигорского "Философ Мераб Мамардашвили": "В конце пятидесятых я в разговоре с Мерабом упомянул одного нашего бывшего коллегу по философскому факультету, добавив, что "ему не подают руки" (нерукопожабелен", на интеллигентском жаргоне того времени). Мераб же, Господи, ему не было тогда ещё и тридцати, просто сказал: "Как я могу не подать ему руки, если он -- я?" Это было время, когда советских режим шельмовал интеллигенцию, а та отвечала ему нравственным высокомерием и групповым снобизмом".
Молодец Мамардашвили! Он стал мне симпатичен ещё в университетские годы, когда на семинарах по философии нас знакомили не только с "Кантом-Гегелем-Фейербахом", но и ещё кой-с кем :)
А Вы его лично знали? Тогда я Вам очень по-доброму завидую. Мой с ним "роман" исключительно "платонический". Да вот через ЖЖ нашёл кое-какие аудиозаписи его лекций о Прусте, так хоть голос его послушал. Интонация его философской беседы совершенно неподражаема...
Comments 14
..."другой" дан тебе в мышлении, только когда либо он уже стал тобой, перестав быть "другим", либо ты уже стал им, перестав быть собой...
Интересное следствие: чтобы "обрести ближнего", кто-то из вас должен потерять себя. Это ж напрямую восходит к древним богам, "истощающим" себя в творении и жаждущих получить назад затраченное. Семантически весь приведённый отрывок из Пятигорского строится на теме границ и противопоставлений, что само по себе символично.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment