Если в общем и целом, без тонких различений -- я тоже это сильно подозреваю :) А потом, с историко-философской/теологической точки зрения, под "душой" в различных контекстах понимались очень разные вещи. Так же, как и под "атманом" в разных индийских философских системах. В индийской натурфилософской традиции атман -- это одна из субстанций. Неудивительно, что буддисты его отрицают.
У меня недавно был спор об этом с гелугпинцами. Я пытался доказать, что атман Шанкары и атман традиционного брахманизма - два разных атмана. И поэтому анатман раннего буддизма не означает "неодушевлённости" в любом смысле этого слова, а отсутстивие "атмана" как субстанции и как неизменной личности.
Вряд ли гелугпинцы, если они достаточно образованы, а не просто "рядовые верующие", верят в "неодушевлённость". Ещё Дхармакирти проблематизировал это и даже написал что-то вроде трактата об обосновании чужой одушевлённости. Правда, здесь опять же терминологический вопрос: я не помню, какой там термин на санскрите употребляется. Или Вы имеете в виду опять же "анатман"? Кстати, тот же Дхармакирти, которого гелугпинцы очень уважают, придерживался скорее всего йогачары; а там и до Шанкары недалеко... Помимо запутанности и контекстуальном употреблении различных терминов в разных философских контекстах/школах/системах, разнится их неоднозначное употребление как в русском языке, так и в разных традициях европейской философии. По-настоящему начинаешь это понимать только после многолетних семинаров по индийской философии.
Comments 8
Reply
В индийской натурфилософской традиции атман -- это одна из субстанций. Неудивительно, что буддисты его отрицают.
Reply
Reply
Или Вы имеете в виду опять же "анатман"?
Кстати, тот же Дхармакирти, которого гелугпинцы очень уважают, придерживался скорее всего йогачары; а там и до Шанкары недалеко...
Помимо запутанности и контекстуальном употреблении различных терминов в разных философских контекстах/школах/системах, разнится их неоднозначное употребление как в русском языке, так и в разных традициях европейской философии. По-настоящему начинаешь это понимать только после многолетних семинаров по индийской философии.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment