Всякий слышал это присловье. Возможно даже, принимал без комментариев, как аксиому. Меня же оно с детства раздражало. Почему бы? Только углубляясь в древнеиндийскую Ньяю (nyāya), я постепенно смог для себя сформулировать более точно.
(
Read more... )
Comments 36
Reply
А механизм порождения и защиты диссертаций в наше время, я подозреваю, не всегда имеет прямое отношение к порождению действительно интересных мыслей...
Reply
Личная идея, субьективна, искажена головной болью. Сколько раз я был уверен в чистоте своей логики, а произнеся ее вслух, поражался дикости сказанного.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство".
http://psylib.org.ua/books/patanja/ostru/txt05.htm
Reply
Reply
То, о чем вы написали, возможно, подходит в религиозной среде, где определенные идеи принимаются за истину по умолчанию.
В спорах как минимум оттачивается умение спорщиков наиболее ясно определить свою позицию и пересмотреть то, что звучит неубедительно для оппонентов.
Reply
Насчёт виртуальных или реальных групп: у меня как раз сложилось впечатление, что в некоторых виртуальных интернет-сообществах спорам, да ещё связанным с оскорблениями тех, кого "реально" не видишь и не знаешь, нет конца-краю. В этом смысле телесность реальных, традиционных схоластических споров, -- хоть в православной Византии, хоть в монашеском Тибете или средневековой Индии, гораздо сильнее сдерживает. Ведь можно же вполне реально схлопотать от оппонента "по мордасам", в случае чего! Что касается уверенности в истинности своих убеждений -- наверное, это свойственно человеку, предоставляя эмоциональный уют. Неуверенным может позволить себе быть философ в стиле Мамардашвили, но не обычный обыватель...
Reply
А обывателю без уверенности -- да, тяжеловато. Мучает сомнение в превосходстве над другими обывателями. В то же время, даже самые сверхфилософские философы бывали глубоко уверены в своих убеждениях и не гнушались спорами. И верить в какой-нибудь мифический категорический императив или что-нибудь подобное. :)
Reply
Вообще-то философский спор может происходить не только из-за убеждённости в своей правоте, но и для прояснения позиций, например, или для дифференцированного подхода к позициям оппонента.
Ещё раз насчёт религиозной среды: Будда, например, сам увещевал не принимать его слова на веру, из уважения к нему, но только после многократной критической проверки. Это декларируется во многих Сутрах.
Reply
- Ты не прав! Бхакти, бхакти и еще раз бхакти! - изображая ветряк, орал Чайтанья в лицо Шанкары.
...
Из "Райква-рахасйам"
Reply
Reply
http://shantira-shani.livejournal.com/tag/Райква-рахасйа
Сам писал)))) На санскрит пока ни кто не взялся переводить.... Злые они, переводчики... Говорят, слишком неканонично написанно... А почему не канонично??? Все по канону - умные показанны умными, дураки - дураками
Reply
Reply
Leave a comment