Всякий слышал это присловье. Возможно даже, принимал без комментариев, как аксиому. Меня же оно с детства раздражало. Почему бы? Только углубляясь в древнеиндийскую Ньяю (nyāya), я постепенно смог для себя сформулировать более точно.
Среди "центральных тем" (padārtha) Ньяи как древнеиндийской небуддийской "теории познания, логики и диалектики" существуют три понятия, которые, грубо говоря, можно отнести к семантической области "спора".
Во-первых, это "вада" (vāda): дебат или дискуссия, конечной целью которой действительно является поиск истины. В виде переводческого эксперимента, можно было бы обозначить также модным культурологическим понятием "диалог". Хотя диалог по эмоциональному накалу должен быть несколько более спокойным. В результате "вады" я могу остаться при своём первоначальном мнении, могу убедить в его правоте оппонента, могу его изменить, убеждённый доводами другой стороны, или же мы оба можем изменить свои первоначальные мнения, придя к некоему третьему.
Другим понятием является "джальпа" (jalpa). Это "диспут", он остро-конфронтативен, и целью его является победа любой ценой! Джальпа может быть исполнена хитрых уловок, она всегда экстровертно и даже несколько истерично работает на публику. И, в принципе, я должен остаться при своём мнении. Сражённый доводами опппонента, я становлюсь печален, хоть рыдай.
Третий вид "спора" называется "витанда" (vitaṇḍā), который В. К. Шохин переводит как "эристический спор", а наша Прайзенданц - как Redestreit, дословно "словесный спор" (перевод в виде эксперимента - "пререкание"?). При этом речь идёт о споре-"пререканиях" по поводу используемых слов, но никогда предметом не станет бескорыстный поиск истины или скрупулёзный разбор содержания речи или доводов оппонента. Я во что бы то ни стало буду пытаться оспорить своего противника, но сам не буду занимать никакой конкретной позиции. Главное для меня, опять же, победа в споре сама по себе.
Как видим, истина может родиться лишь в первом из этих в видов спора (дебат или дискуссия). Остальные являются своего рода спортивными упражнениями, девиз которых -- "смерть врагу", и притом "любой ценой"!
Однако все они представляют собой традиционный инструментарий и предметные темы Ньяи (то есть, в данном случае, "диалектики"), глубокое знание "истинной природы" которых (tattvajñāna) должно, по идее самой первой, главной сутры (тематического афоризма), привести знатока к "достижению высшего блага" (niḥśreyasādhigama). Последнее со своими религиозными коннотациями объявляется сотериологической целью системы (śāstra).
[По следам сегодняшнего семинара]