ПО АВЕРИНЦЕВСКИМ МЕСТАМ В ВЕНЕ

Nov 25, 2008 23:07

Здесь мне хотелось бы дать несколько фотографий мест в Вене, связанных с деятельностью и жизнью в ней нашего российского академика С. С. Аверинцева, чтобы хотя бы какие-то детали не были забыты для истории культуры. Кто знает, будут ли некоторые вещи (легко) восстановимы после смерти нас, непосредственных свидетелей событий и современников Сергея Сергеича. Пусть это наше фотографическое воспоминание ляжет на его могилу скромным букетиком незабудок...
[фотографии квартиры Сергея Сергеича Аверинцева любезно разрешила сделать и опубликовать в этом Живом Журнале его жена Наталья Петровна, за что выражаю ей мою глубокую признательность. Также прошу извинить за недостаточную резкость отдельных снимков, аккумулятор был на исходе, и я не хотел расходовать остаток энергии на вспышку; без неё увеличивалось время экспозиции и, тем самым, иногда сбивалась резкость изображения]. Все фотографии "кликабельны" в два приёма (то есть возможно получить их величину в почти размер экрана, а второй раз -- "реальный размер". Сняты с разрешением в 3 мегапикселя).




Дом по Universitätsstraße в Вене, близ главного здания университета, где жил Аверинцев с ноября 1994 по февраль 2004 года; как раз в центре фотографии парадная Сергея Сергеича.






На подходе к знаменитой "Яме".




Ещё ближе...




Приготовились к "нырянию"... [яркий свет здесь горит по вечерам, днём царит таинственный полумрак].




Справа -- "Яма", слева -- Новое здание университета (Neues Universitätsgebäude, т.н. NIG). Впереди справа, за деревьями, -- Votivkirche, впереди слева -- здание, через одно от которого налево, на Университетской улице, жил С. С. Аверинцев.




Вид со стороны "Ямы" по Ebendorferstraße, в направлении, противоположном Votivkirche. Впереди в центре -- Венская Ратуша.




Слева "Яма", справа по Liebiggasse -- главное здание Венского Государственного университета, Alma Mater Rudolphina.




Более отчётливый и полный вид на Votivkirche со стороны "ямового" перекрёстка " Ebendorferstraße и Liebiggasse.




Старинное здание (Liebiggasse-5) напротив нового университетского, где на располагавшейся тогда здесь кафедре славистики до конца 1990-х преподавал Аверинцев. Кстати, здесь же году в 1998 (если не ошибаюсь...) свои два спецкурса по поэтике в течение что-то двух с половиной месяцев читал М. Л. Гаспаров, нередко столовавшийся у Аверинцевых (Ваш покорный слуга имел удовольствие быть одним из очень немногих слушателей Гаспарова в это время, иногда их бывало всего трое -- Сергей Сергеич, в воспоминаниях об Аверинцеве упоминавшаяся Э.П. Гомберг -- петербургский искусствовед и Ваш покорнейший...). Справа вдалеке виднеется здание Венского окружного суда (Landesgericht Wien) по Landesgerichtsstrasse.




Вход в здание прежней кафедры славистики, где Аверинцев начинал свою деятельность в Вене. Теперь здесь факультет психологии.




"Яма" -- овеществлённая старина, хлам и драгоценности... [На самом заднем плане едва виднеется владелец, Herr Marcus Matschnig]




В царстве печатной мудрости и глупости в империи "Ямы": справа "богословский отдел", слева от него -- "языковой" и прочие.




Наши с Сергеем Сергеичем любимые картонки, кладезь классической филологии, европейской поэзии, истории и прочего.




Вид в "Яме" в сторону входа-выхода; слева -- место владельца, "касса" и печка-"буржуйка" для обогрева зимой и воскурения ладаном. Обычно почётное место возле стола или под ним занимают огромные, весьма добродушные псы владельца и его семьи, часто перегораживая проход и вынуждая переступать через них. Настоящие Керберы этого царства подземной мудрости...




Рабочий стол С. С. Аверинцева у него дома. Наталья Петровна в рабочем кабинете всё оставила по-старому, как было при жизни Сергея Сергеича четыре года назад и ранее, только монитор компьютера новый.
















Единственное, чего не было при жизни Сергея Сергеича -- это его фотографии с Папой на стене, и сидящая в кресле мышь Мура поселилась здесь уже после его ухода...




Вид из гостиной в рабочий кабинет.




Вид из гостиной в прихожую, справа -- очередной шкаф с книгами Сергея Сергеича и обеденный стол.













Черепки из археологических раскопок, которые кто-то подарил в своё время Сергею Сергеичу...




Сирийско-арамейская каллиграфия, дар Аверинцеву, переводчику великого сирийского классика Кадишо Мор Эфрема (Святаго отца нашего Ефрема Сирина).




Библейское царство, в центре между Писаниями -- икона св. Ефрема Сирина, написанная специально для Сергея Сергеича иконописцем отцом Зиноном.




Кадишо Мор Эфрем ("Святой Господин Ефрем"), вдохновитель Сергея Сергеича и скорый помощник в его сирологических изысканиях и переводческих трудах, кисти архимандрита Зинона.







Божница...









Прихожая Аверинцевых.




Один из множества дворов университетского городка (Uni-Campus), вокруг -- бывшие здания старой городской больницы, в конце 1990-х отреставрированные и отданные для нужд Венского университета. За деревьями здания института (по-австрийски, кафедры) славистики, где с конца 1990-х преподавал в качестве ординарного профессора С. С. Аверинцев.







Вид с верхнего этажа кафедры славистики на здание бывшего Венского "сумасшедшего дома" (дословно "башни безумцев" -- Narrenturm), где ещё в 19-м веке (а может, и вплоть до начала 20-го) томились душевнобольные люди. Сергей Сергеич не преминал, проходя мимо по пути из аудитории в свой кабинет, напомнить в своей очень мягкой манере (как бы рассуждая сам с собой), что по пути мимо этого страшного места, бросая туда хотя бы беглый взгляд, всегда следует внутренно сотворить краткую молитву, за тех, кто здесь был заточён...




Стеклянная галерея на Славистике, по пути из нижних аудиторий в аверинцевский кабинет. Здесь часто происходят выставки -- художественные или фотографические.
За окном, вдали справа виднеется одна из "башен" новой венской "общей" городской больницы (Neues AKH).




Слева -- бывший рабочий кабинет Аверинцева на кафедре славистики.




Тот же кабинет, только вид с противоположной стороны, поэтому справа. За стеклянной дверью -- вид на галерею.




Вид из-под окон университетского кабинета Сергея Сергеича на недавно испоганенное "зелёными" здание старинной венской синагоги. Долгое время оно содержало в себе, почти по советскому образцу, какой-то склад, но имело хоть и нуждающийся в ремонте, но вполне аутентичный вид. Запущенный вид этого здания доставлял Аверинцеву невероятные мучения, и это на фоне громко лающей риторики левых по типу "никто не забыт и ничто не забыто". Совсем недавно, уже после смерти Сергея Сергеича, здание переделали, страшно изуродовав, одев в шутовской "постмодернистский" стеклянный (или пластиковый) колпак, а изнутри выбелив, расписали яркими кричащими красками и расставили для любителей этого зрелища стулья. Как бы переживал Аверинцев, если бы дожил...








мемуары, Аверинцев

Previous post Next post
Up