Миф пятый

Dec 25, 2008 17:03


Миф пятый
Горбачев сдал все внешнеполитические позиции СССР
       К середине 80-х практически весь мир был поделен между двумя сверхдержавами на сферы влияния. Нарастала гонка вооружений, изматывающая экономику СССР и США. Все человечество жило словно с дулом ядерного пистолета у виска. "Холодная война" во многих регионах переходила в "горячую" (Ближний Восток, Афганистан, Никарагуа). При этом СССР, заявляя о своей мировой политике, содержал в своей армии самый большой в мире парк танков, являющихся оружием нападения. Усилиями пропагандистов с обеих сторон создавался образ врага, который неминуемо должен быть повержен, нагнеталась массовый психоз. Советский народ жил как в осажденной крепости, в постоянной готовности воины практически со всем миром: с Китаем, Японией. Америкой, Англией...
       Неизменным атрибутом новостроек становятся бомбоубежища. В воздухе висит гнетущая атмосфера страха. Казалось, мир неумолимо скатывается к краю пропасти.
        В такой обстановке как долгожданный луч надежды в апреле 85-го из уст нового генсека прозвучала информация о достижении им принципиальной договоренности с Рейганом об их встрече, которая прошла в Женеве в ноябре того же года. Безусловно, это было знаковое, эпохальное событие для того времени. Многие не верили своим глазам, наблюдая по телевизору рукопожатие двух лидеров непримиримых систем.

Запад далеко не сразу поверил в искренность миролюбивых намерений Горбачева. Лишь после его визита в США и подписания в Вашингтоне в декабре 1987-го договора о РСМД "империалисты" начали доверять "первому коммунисту". Западная и Центральная Европа освободилась от смертоносных ядерных ракет. По миру стала быстро распространяться "горбимания". На загнивающем Западе раскупаются русские сувениры; в моду входит стиль аля- перестройка; заработала т.н. "народная дипломатия". Через океан перебрасываются телемосты. Впоследствии это назовут романтическим периодом в наших взаимоотношениях с Западом.
        Улучшение отношений с Америкой позволило Горбачеву "ослабить поводья" по отношению к странам "социалистического лагеря", рассматривавшиеся до этого Советским Союзом в качестве своих колоний, получили свободу в проведении внутренней политики. Избавившись от опеки своего Большого брата, многие европейские страны вполне определенно поняли лозунг о построении "общеевропейского дома" и поспешили под крышу западноевропейской цивилизации. Символом этого стала разрушенная Берлинская стена. В 89-м году по восточноевропейским странам прокатывается волна революций, где-то "бархатных" (Чехословакия), где-то не совсем (Румыния).
         Многие упрекают Горбачева в предательстве коммунистических правителей, но не его вина, что население этих стран предпочло демократов. Если он и отдал кому-то соцстраны, то только их же народам. О каком-либо предательстве со стороны М.С. можно было бы говорить, если бы возмущенные толпы народа вышли бы на улицы и площади столиц соцстран для защиты своего твердокаменного правительства, не пожелавшего "поступиться принципами" и за это отстраненного от руководства московскими "ревизионистами". Однако ни в одной из стран "социалистического лагеря" подобной картины не наблюдалось. Наоборот, народные выступления приобретали наиболее массовый и ожесточенный характер там, где главы государства не желали перемен и цеплялись за догмы марксизма-ленинизма.
        С окончанием "холодной войны" у обеих сверхдержав отпала необходимость поддерживать марионеточные правительства в странах "третьего мира" по известному принципу Трумэна: «Да, Самоса - сукин сын, но это наш сукин сын». 3а годы перестройки в 54 странах установилась демократическая система правления. Пожалуй, впервые за всю историю России наша страна оказала столь масштабное и глобальное воздействие на мировую политику.
        Среди достижений внешнеполитической деятельности Горбачева необходимо упомянуть и о восстановлении дипломатических отношений СССР с Израилем, Ватиканом, ЮАР, Южной Кореей.
Правда, за улучшение отношений с "цивилизованными" странами пришлось заплатить их ухудшением с "нецивилизованными" (Ирак, Ливия, Северная Корея и др.). Однако потери от сокращения товарооборота с ними кажутся незначительными по сравнению с тем, как расширилось наше внешнеполитическое сотрудничество с Западом. Мы гораздо больше приобрели, чем потеряли.
        Таким образом, благодаря политике Горбачева была устранена реальная угроза начала термоядерной войны, было покончено с продолжавшейся 40 лет "холодной войной", стало возможным прекращение гражданских войн во многих странах (Мозамбик, Ангола, Эфиопия. Никарагуа, Гондурас и др.), значительная часть населения земного шара избавилась от своих авторитарных и тоталитарных режимов, где возобладали ценности демократии и уважения прав человека. Думается, именно за все это М.С. был удостоен высшей для современного политика награды - Нобелевской премии мира.

мое, ОСНОВНЫЕ ПОСТЫ, Горбачев

Previous post Next post
Up