Как Ельцин с "Памятью" встречался.

May 05, 2018 22:25






6 мая 1987 года произошёл эпизод, основательно подмочивший репутацию Бориса Ельцина - тогдашнего москов­ского градоначальника, особенно среди интеллигенции. Речь идёт о его встрече с представителями скандально известного националистического и антисемитского общества "Память". Манифестанты, устроившие не­санкционированное шествие к Моссовету, были радушно приняты в его Мраморном за­ле первым секретарём МГК КПСС.

Выступавшие "памятники" требовали прекратить строительство Мемориального комплекса на Поклонной горе (что вскоре и было сдела­но), а так же "пресечь гнилую либерализацию" и покончить с бюрократией - "этой гидрой мирового масонства, сионизма и империализма». Сам лидер "Памяти" - Дмитрий Ва­сильев, призвал к прекращению "использования гласности для пропаганды образцов культуры космополитического Запада". Как это ни странно, будущий демократ номер один не то что не осудил подобные высказывания, но даже не попытался как-то поспо­рить, заявить о необоснованности такого рода псевдопатриотических тезисов, сильно отдающих национализмом. Наоборот, в своей заключительной речи Ельцин выразил удовлетворение состоявшимся разговором и, посетовав на то, что "вокруг вас много спекуляций, многие вас охаивают", обещал "рассмотреть вопрос о регистрации "Памяти" и закончил: "Как говорится, до новых встреч!" [В.Соловьев, Е.Клепикова "Борис Ельцин. Политические метаморфозы" с.62]

Конечно, он мог поручить провести эту встречу кому-нибудь из своих помощников. Но Ельцин этого не сделал и за два часа милой беседы с "коричневыми" скомпрометиро­вал себя в глазах многих на долгие годы.









Дмитрий Васильев и его "памятники"

Сообщение с сайта "Институт русской цивилизации":

МАНЕЖНАЯ ПЛОЩАДЬ, место проведения исторической демонстрации патриотических сил 6 мая 1987 в день вмч. св. Георгия Победоносца.
Демонстрация была организована активистами патриотического движения из ВООПИК и общества «Память». Это была первая в советское время массовая демонстрация, проводимая без разрешения властей. Формально предлогом демонстрации было спасение Поклонной горы, которая по проекту еврейских архитекторов была почти полностью срыта для строительства на ней памятника Победы в космополитическом духе. Главной целью была демонстрация сил патриотического движения.
Участники демонстрации собирались возле музея Ленина, Исторического музея, Манежа, а затем в одно и то же время вышли на Манежную площадь и развернули над головами лозунги:
- Прекратить работы на Поклонной горе!
- Требуем восстановить Поклонную гору!
- Требуем встречи с М. С. Горбачевым и Б. Н. Ельциным!
- Долой саботажников перестройки!
- Статус историко-патриотическому объединению «Память»!
- ПАМЯТЬ народа священна!
После длительных переговоров, которые вел с властями, гл. обр., Д. Д. Васильев, была достигнута договоренность о встрече с Б. Н. Ельциным, в то время секретарем МГК КПСС. В шествии к Моссовету приняли участие около 500 чел., Тверская ул. была запружена зеваками, которых сдерживали милиционеры, оцепившие весь путь от Манежной пл. до Моссовета. В Мраморном зале Моссовета Ельцин выслушал требования патриотических сил, от имени которых выступили Д. Васильев, В. Шумский и Валерий Емельянов ( автор книг «Десионизация», «Еврейский нацизм и азиатский способ производства»).
Ельцин пообещал остановить строительство на Поклонной горе и прислушаться к рекомендациям патриотической общественности.

http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=6006&abc=1








Прочитать воспоминания одного из участников той демонстрации Александра Баркашева (будущий лидер РНЕ) можно тут: https://garden-vlad.livejournal.com/1037236.html

"Все наши мероприятия были и яркими и рискованными. Но, думаю, из всего, пожалуй, я бы выделил митинг Памяти на Манежной площади, в дни пленума ЦК КПСС (на самом деле никакой пленум в те дни не проводился). Год ты уж вспомни сам. Это конечно было из всех мероприятий самое напряжённое. Ведь это был ещё СССР, и устраивать митинг в непосредственной близости от Кремля, во время проведения пленума КПСС, это, знаешь ли, сейчас даже и оценить трудно. Надо сказать, что очень многие тогда назвали Васильева кто сумасшедшим, кто провокатором . Типа попом Гапоном. Говорили, хочет устроить «кровавое воскресенье». Многие просто съехали с этой темы, испугавшись. Да и не мудрено было. Но, тем не менее, в назначенное время, несколько групп людей вышли на середину Манежки и развернули чёрно-жёлто-белые имперские знамёна. И сразу, с разных сторон к ним стали присоединяться ещё и ещё. Народ, которого в центре всегда много, стал невольным, а потом и вольным зрителем. И народу было много. Не стану описывать все перипетии переговоров, когда требовали Горбачёва, но в конце-концов согласились на Ельцина. Потом наше шествие к Моссовету. Растянувшееся ,почти на километр. Это же была вообще первая несанкционированная демонстрация в центре Москвы, да ещё во время такого коммунячего сходняка.

Почему я выделил именно это действие? Здесь, конечно, неоспоримо проявилась личная смелость и мужество Дмитрия Дмитриевича. Я просто знаю сколько тогда было испугавшихся, метивших до этого в лидеры. Но после этого серьёзных конкурентов не стало. Все, конечно, были ошарашены произошедшим. Абсолютно все".









Статья о встрече с "Памятью" в газете "Московские новости" №20 за 17 мая 1987 года.

Поговорим на равных.
Беседа Бориса Ельцина с членами объединения «Память».

О демократизации в Совет­ском Союзе сказано много. Меньше известно о тех новых явлениях в нашей жизни, кото­рые она порождает. Свидете­лем одного из таких явлений Москва стала в среду 6 мая.

В тот день, около 6 часов вечера, в центре площади 50-летия Октября с тали скапливаться люди. А когда число их выросло сотен до четырех, направились к Советской площади, подняв над головами лозунги: «Требуем встречи с М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным!», «Прекратить работы на Поклонной горе!», «Статус - историко-пат­риотическому объединению «Память»!, «До­лой саботажников перестройки!»

Демонстранты были приглашены в зал Моссовета. Появление первого секретаря МГК КПСС Бориса Ельцина и председателя Мосгорисполкома Валерия Сайкина собравшиеся приветствовали аплодисментами. Б.Н. Ельцин, подойдя к передним рядам, заметил: «Вот, опять аплодисменты! Давайте отвыкать от «вождизма» . Вы просили встре­чи - и я приехал. Чтобы говорить на равных. Какие у вас вопросы?»

Так начался этот продолжавшийся более чем два часа диалог первого секретаря горкома партии с теми, кто именует себя «историко-патриотическим объединением «Память». «Объединение» это возникло на самодея­тельной основе и отличается большими контрастами. С одной стороны призывы к охране памятников старины, искоренению пьянства и алкоголизма, охране окружающей среды. А с другой - распространение вздор­ных вымыслов о том, будто в мире в целом и у нас в стране действует некая «заговорщи­ческая организация», задавшаяся целью уни­чтожить исконную культуру, «американизиро­вать» советское общество, обострить социаль­но-экономические проблемы СССР, исполь­зуя «бюрократию - эту гидру мирового масонства, сионизма и империализма».

Всякому , кто ставит под сомнение по­добные утверждения, приверженцы «Памяти» лепят ярлыки - «агент ЦРУ» или еще похле­ще. Абсолютная нетерпимость к иному мне­нию, недопущение того, что кто-то, кроме них , может быть прав, порождает не только экстремизм в оценках, но и в поведении. Следовательно, ситуация неоднозначна. Она противоречива уже потому, что немало вопросов, вокруг которых кипят страсти в «объединении», реально существует. Это лишний раз показал диалог, состоявшийся 6 мая в Мраморном зале Моссовета.

Обращаясь к участникам встречи , Борис Ельцин сказал, что многие из поставленных ими вопросов обоснованны, а людьми, их задающими, движет чувство патриотизма, любви к Родине. Однако они не во всем правы в своих посылках и выводах. Было отмечено, что о регистрации общества «Память» нужно подумать.

Установившейся системы встреч партийных работников с различными категориями трудящихся, в том числе и представителями неформальных организаций, пока нет. Но, продолжал первый секретарь горкома па­ртии, не было прежде и практики встреч с прессой, телевидением. А ведь ее наладили. Налажены также встречи с руководителями организаций, учеными, творческой интелли­генцией, пропагандистами.

Согласившись с тем, что в Москве нет института общественного мнения и организо­ванной системы опроса населения, Борис Ельцин подчеркнул, что такая система необхо­дима и для горкома, и для партии в целом. При этом он заметил, что связь с массами налаживается.

К примеру, каждый раз, перед тем как принять важное решение, исполком Моссовета опрашивает москвичей с помощью газеты «Московская правда». Высказать пре­дложения по самому широкому кругу вопро­сов, кстати, могут и те, кто присутствует на встрече, каждый житель столицы.

На вопрос об установлении традиций народных депутаций пока ответить не могу, заметил Ельцин, не знаю, какой у них может быть статус.

Физически не в состоянии он лично отвечать на все письма, поступающие в его адрес, - их ежедневно приходит 100 - 150. А вот с про­хождением почты обещал разобраться. Важное место в беседе заняла проблема охраны памятников архитектуры. Говорилось, что сейчас взяты под охрану 9.500, более тысячи из них подлежат немедленной рестав­рации. Объем реставрационных работ за пятилетку увеличивается вдвое.

О Поклонной горе. Было подтверждено, что решено полностью прекратить работы и убрать башенные краны до появления новых, интересных проектов, которые должны об­суждаться всенародно.

Бюрократический аппарат, сформировавшийся в застойные времена, отметил первый секретарь, и посей день мешает вести перестройку. Но , подчеркнул он, утвержде­ние, будто аппарат горкома партии остается укомплектованным прежним и кадрами, не отвечает истине. За прошлый год он обно­вился на 40 процентов. Штат сокращен на28человек, в том числе на одного секретаря.

Борьба с пьянством последнее время ослабла, заметил Борис Ельцин. Чтобы активи­зировать ее, необходимы усилия как со стороны горкома партии, так и местных органов. Мы миновали первый этап: выгнали пьянство с улиц, общественных мест, но оно, к сожалению, еще держится на рабочих местах.

Будет решаться проблема «коммуналок», расселения коренных москвичей при реконструкции центра. Старые дома будут рекон­струировать, а квартиры их жителям подыщут неподалеку. Остро стоит и вопрос перенаселения Москвы. Уже сейчас количество ее жителей на 1.100 тысяч превышает уровень, который планировалось достичь к 1990 году. Поэтому отстают от потребностей торговля, здраво­охранение, транспорт. Чтобы ликвидировать этот разрыв, с нынешнего года полностью прекращен прием на работу иногородних жителей по лимиту.

Москву ежедневно посещают в среднем два миллиона приезжих из других городов зимой и три - летом. Завоз же товаров для них не планировался. Теперь есть договоренность с Госпланом учитывать гостей при обеспечении столицы товарами...

Борис Ельцин перебирает лежащий передним ворох записок из зала:

- Тут еще много вопросов, а мы с вами уже два часабе седуем. Продолжать?

В ответ из зала: «Достаточно! Остальное для вашего домашнего чтения. Спасибо, что встретились с нами!»

- И вам спасибо, - заключает первый секретарь. - Как говорится, до новых встреч!

...Когда и по какому поводу будут эти встречи - гадать не стоит. Жизнь подскажет. Та самая жизнь, которая требует искать нестандартные подходы для решения не­отложных задач.

Андрей Киселев, Александр Мостовщиков.























































































==============

Документальный фильм «Общество Память» (1992)

https://youtu.be/wyyq_sBwG_A

===============================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

================================

"Память", Васильев, Ельцин, ! - История Перестройки, 1987, Баркашов

Previous post Next post
Up