Задачка про тренировки в Шаолине - ответ

Aug 04, 2015 14:07

Оригинал взят у alex_levitas в Задачка про тренировки в Шаолине - ответ

Несколько дней назад я предложил вам задачу про тренировку на столбах в Шаолине. Вопрос заключался в том, зачем тренироваться на столбах, если можно просто положить на землю кирпичи и ходить по ним?



Ответов, как я и обещал, будет несколько.

Во-первых, конечно же, правильное расположение столбов заставляло монахов за счёт многократного повторения доводить до автоматизма правильное положение ног и правильный перенос веса во время шага. Малейшая ошибка тут же приводит к падению.

Однако если бы дело было только в том, чтобы показать ученику, куда надо ставить ногу - в школах боевых искусств существовало множество способов сделать это без лишней экзотики.

В школах каратэ ходили по кирпичам (люди моего поколения ещё помнят, как это было), в школах фехтования пол мостили цветной плиткой и требовали от ученика шагать с красного на зелёный или с белого на синий, или же рисовали на полу сложную схему и учили ходить по ней, в некоторых филиппинских школах ходят туда-сюда вокруг угла здания...
  • Словом, существует множество гораздо более экономных решений, не требующих устраивать целый лес из столбов
Вторая причина - психологического характера. Как знает любой, несложно пройти по доске или трубе, лежащей на земле, но бывает очень непросто пройти по точно такой же доске, перекинутой между крышами двух домов. Доска осталась прежней - что же изменилось? Появился страх - и стянул на себя ресурсы мозга, заставляя Вас совершать множество ненужных движений и терять координацию.

Для того, чтобы перемещаться одинаково комфортно как на полу, так и на четырёхметровой высоте, требовалось выработать в себе некоторое бесстрастие - качество, весьма полезное "боевому монаху" со всех точек зрения.

И, наконец, та причина, по которой я решип предложить эту задачку в бизнес-тренерском блоге. Столбы были идеальным способом обратной связи и идеальным способом наказания.

Если при тренировке на земле нерадивый ученик всегда мог схалявить, срезать угол, при неправильной постановке ноги быстренько перевести её в правильную позицию в надежде, что наставник не заметил - при тренировке на столбах любая ошибка тут же наказывалась. Никто не мог надеяться, что столб отвернётся или будет занят с кем-то другим, никто не мог надеяться, что столб не заметит неточное движение, никто не мог надеяться, что столб будет к нему снисходителен. Наказание было неотвратимо: оступился - упал.

Если система позволяет выполнять какую-то работу только правильно - результат неизбежно будет хорош. Японцы сделали это одним из принципов в своих производственных системах, но подробно об этом - в Таиланде.

А кроме того, наказывал не учитель. Наказывала тупая бездушная машина, но только в ответ на ошибку ученика - фактически, ученик наказывал сам себя, как наказывает сам себя человек, плюющий против ветра или сующий гвоздь в розетку. Обижаться было не на кого.
  • А кроме того, наказание было одинаковым для всех, никаких послаблений для любимчиков и никакой излишней строгости для нелюбимых учеников
Иначе говоря, деревянные столбы работали так, как должны работать в идеале любые законы и правила. Неотвратимость наказания за проступок. Равное наказание для любого, кто его заслужил. Невозможность как-то "урегулировать вопрос" или "договориться". И полное отсутствие личностного фактора - наказывает не человек, а бездушная машина, на которую так же глупо злиться, как на турникет в метро.

Эти два момента - 1) возможность делать работу только правильно и 2) наказание от системы, а не от человека - могут быть очень полезны и в Вашем бизнесе.

А как бы Вы могли их применить?

Добавить в друзья

Previous post Next post
Up