Отголоски, увы, примитивного истмата напоминают мне о том, что источником классового деления общества и антагонизма классов является отношение этих самых классов к средствам производства. Собственник средств производства присваивает себе
прибавочную стоимость, удерживая таким образом постоянную дистанцию между собой и трудящимся, который
(
Read more... )
Comments 21
Имхо, это и есть пресловутый "восточный способ производства", который никак не укладывается в марксистское учение о формациях. Иными словами, речь идет об отношении к владению землей как главной ценностью (а не только средством производства). А хрестоматийный текст про коллизию "политэкономии/политэкологии" - это "Вишневый сад" :)
Reply
Укладывается он замечательно в учение о формациях, только не в западно-европейскую линию, а в параллельную.
Reply
Reply
Т.е., ключ к пониманию в том, что не надо все формации в один ряд выстраивать.
Reply
Отдельный интересный вопрос - в какой мере к такой цивилизации применимо само представление о писанном праве. Возможно ли в ней существование субъектов права, отчужденных друг от друга? Ответ мне неочевиден.
Reply
Во-первых, индивидуальность человека всё равно даёт себя знать. Во-вторых, важной движущей силой будет разграничение своих и чужих, сложность распределительных отношений... Нет, я более чем уверен, что тут неизбежно возникновение развитого права.
Reply
Разумеется, индивидуальность психологически и культурно дает о себе знать всегда. Вопрос лишь в том, становится ли индивид (а не род, клан и т.д.) экономическим и политическим субъектом.
Reply
Reply
Leave a comment