А у нас идёт концерт!

Dec 25, 2019 13:39


После перерыва на очередной трип продолжаем разговор :) Скучный пост, который никогда не будет популярным (хо-хо, я опять кокетничаю с моей аудиторией из 30 человек), но который я обязан написать, чтобы в очередной раз зафиксировать свои эмоции. Когда я говорил о Кливленде, нарочно скомкал (считайте, пропустил) главную причину того, что мы туда постоянно мотаемся. Понятно, что в симфоническом мире (да и вообще в мире искусства) любые рейтинги - это чушь собачья (собственно, поэтому их практически и нет), но тот единственный, широко тиражируемый от Gramophone, ставит Cleveland Symphony Orchesta на почётное седьмое место. Я из первой десятки вживую не знаком пока ни с кем, да и из двадцатки - только с Мариинским и The Met, поэтому мне (с мои-то уровнем музыкальной грамотности) очень сложно придирчиво оценивать этот список, но я однозначно могу сказать, что ничего подобного в симфонической музыке до Кливленда я точно не слышал. Но обо всём по порядку.




Первый год в Огайо был пристрелочным: мы привыкали к Америке и Коламбусу, плюс испытывали сильную нехватку времени (и немножко денег). Не до грибов, в общем. Но со второго начали оглядываться вокруг и смотреть, что же Штаты могут предложить. А Cleveland Symphony возьми и подсуетись с "Весной священной" Стравинского. Отказаться невозможно. Вот там-то мне и сорвало крышу. Я не помню такой точности, такого единства и при всём этом такой сдержанной эмоциональности. Мы вышли из прекрасного Severance Hall и решили, что даже четыре часа дороги в сумме однозначно стоят того.

В том же сезоне мы съездили на Даниила Трифонова со вторым концертом Прокофьева. Оркестр играл образцово, а сам Даниил был просто нереален в своём сплаве эмоциональности и техники. Фортепиано, пожалуй, мой любимый инструмент в классической музыке, и Трифонов сходу ворвался в топ три. Кроме него там божественный Соколов со второй сонатой и ноктюрнами Шопена во Флоренции в 2016 и, пожалуй, Петров с Гиндиным с первой сюитой Рахманинова для двух фортепиано с оркестром из мохнатого уже 2007 в БЗФ родного Новосибирска. Последнее было так давно, что эмоции подстёрлись, конечно, но я помню, что все три раза точно были мурашики, отсутствие какого-либо ощущения времени и болезненное возвращение в реальность с последними звуками музыки.

Третий год в США ознаменовался тремя концертами, каждый из которых был на уровне, но сильно не зацепил. В сентябре поехали на первую и третью симфонии Прокофьева, которые ну очень понравились. Но вместе с ними Ефим Бронфман играл второй концерт Бартока. Ничего не могу с собой поделать, но от Бартока у меня постоянно начинает болеть голова. Не то чтобы я совсем его не понимаю, но тяжесть восприятия наслаивается на какое-то физическое отторжение. Звучит глупо, не спорю, но это уже как минимум четвёртый Барток вживую (см. дальше), причём всё время глобально разный (симфонический, квартет, симфонический с фортепиано, балет), и каждый раз он вот так надо мной издевается. Далее, Кирилл Герштейн с третьим концертом Рахманинова был достойным, но планочка из предыдущего абзаца была слишком высоко задрана :) Я ни минуты не пожалел, что пошёл, конечно, но это был просто добротный концерт. Особенно если учесть, что во втором отделении был... "Деревянный принц" Бартока :) Ну и ноябрьские "Времена года" Вивальди оставили ощущение некоторого недоумения. Когда обожаешь произведение и знаешь каждую ноту, либо расслабленно тащишься от проистекающего (как у меня было, например, с любимой девятой симфонией Дворжака), либо... либо тебе становится скучно. Почему-то здесь получился второй вариант.

Наконец, в этом году мы уже успели сгонять на два очень качественных концерта. Первый - это третья симфония Брамса с третьей же сюитой Баха, которые были прекрасны, а между ними старый знакомый Кирилл Герштейн сыграл любопытный концерт Томаса Адеса. Второй же - умничка Marc-André Hamelin с первым концертом Листа, плюс оркестр порадовал "Островом мёртвых" Рахманинова. Весной мы планируем девятую симфонию Дворжака (до этого я вживую только два раза в исполнении НГАСО её слышал) и Дебюсси "La Mer". Однозначно в сладостном предвкушении! На "Картинки с выставки" в мае мы, увы, точно уже не попадаем, но и без этого сезон получается более чем добротным. Особенно если учесть, что есть план в марте наконец-то послушать Chicago Symphony Orchestra (лучший американский оркестр и единственный выше Кливленда согласно вышеупомянутому рейтингу)!

В общем, ещё одним жирным плюсиком жизни в Америке я с вами, как мог, поделился. Стараюсь брать всё от Нового света :) Понятно, что Европа здесь ничуть не проигрывает, а, учитывая меньшие расстояния и цены, возможно, и выигрывает даже, но выбирать не приходится. Пока жизнь в Амстердаме или Берлине нам только снится, гоняем в Кливленд ;)

USА, годное музло, классика, концерты, Clevelаnd

Previous post Next post
Up