Наталья Николаевна Бахарева, кандидат философских наук, доцент ННГАСУ:
«В юбилейном «Адрес-календаре Нижегородской епархии» за 1888 г. в статье, посвященной Серафимо-Дивеевскому монастырю, в числе местных достопримечательностей первой названа «св. икона Умиления Божия Матери, Чудотворная, завет монастырю от старца Серафима».17 Однако в разделе «Святые иконы, по преимуществу чтимые в Нижегородской Епархии» Серафимова икона не указана. По-видимому, почитание образа в это время еще не выходило за пределы монастыря. Примечательно, что какие-либо упоминания о чудесах, явленных иконой «Богоматери Умиление», не содержатся даже в «Летописи Cерафимо-Дивеевского монастыря», составленной священником Л. М. Чичаговым (впоследствии - архимандрит Серафим), который в период между 1893 и 1896 гг. самым тщательным образом собирал все документальные сведения и свидетельства очевидцев, связанные с историей обители; в то же время Л. М. Чичагов приводит высказывания дивеевских монахинь, называвших икону чудотворной. Вплоть до канонизации Серафима Саровского его икона «Богоматери Умиление» не упоминалась в сборниках, посвященных описанию чудотворных и местночтимых богородичных икон Русской Православной Церкви [выделено мной - Е. Ч.]»
Н. Н. Бахарева. Икона «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление». Уваровские чтения - III . Муром, 17 - 19 апреля, 1996 - Муром, 2000, с. 73-78
https://museum-murom.ru/scientific-work/materialy-konferencij-muzeya/konferenciya-uvarovskie-chteniya/uvarovskie-chteniya-iii/n.-n.-bahareva.-ikona-bogomateri-serafimo-diveevskoj-umilenie https://zen.yandex.ru/media/id/604df03b1333833c71065429/ikona-serafima-sarovskogo-umilenie-6066ee47a7736000909000c7 Как далее пишет Наталья Николаевна, протограф «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление» - это «Богоматерь Виленская-Остробрамская», которая очень близка к католической иконографии (там же).
Протограф (от
др.-греч. πρώτος - «первый» + γράφω - «пишу»), реже антиграф
[1] (от
др.-греч. ἀντί - против + γράφω - «пишу») - документ, рукопись или машинописный текст, который лёг в основу более поздних
списков,
редакций[2], ближайший по тексту оригинал одного списка или группы списков
[3].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Протограф_(текстология)
Остробрамская икона Божией Матери (
лит. Aušros Vartų Dievo Motina,
польск. Matka Boska Ostrobramska,
белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах
Вильнюса (
Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь
Вильнюса и
Литвы https://ru.wikipedia.org/wiki/Остробрамская_икона_Божией_Матери Наиболее достоверная версия происхождения:
«Великий [литовский] князь Ольгерд (в [православном] крещении Александр) сам привез святой образ из Херсонеса (Корсуни) как военный трофей. Это произошло в 1363 г. после его успешного похода на крымских татар.»
Первоначально икона носила название Корсунская Благовещенская. Полагают, что она являлась частью диптиха, а на второй, утерянной его части, был изображен Архангел Гавриил.
Ее почитание в Литве начинается с середины XVIII века.
2 июля 1927 года «На соборной площади города произошла торжественная церемония коронация иконы. В ней участвовали знатные особы, члены правительства и представители духовенства. Разрешение на коронацию выдал Папа Римский Пий XI, который присутствовал лично. Жители пожертвовали много драгоценностей для украшения иконы и стен часовни.»
https://m.ok.ru/group/51223636607071/topic/66599188034911 «До недавнего времени на территории России и бывших республик не было ни одного храма в честь этого удивительного образа. В 2002 г. в Киеве трудами архимандрита Ионы (Радзвила), имеющего литовские корни, была основана Церковь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери. Храм появился на территории больничного комплекса.»
Подробнее -
https://pravoslavie.wiki/ostrobramskaja-ikona.html http://church-site.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=76:-------l-r---&catid=3&Itemid=7 (архимандрит Иона (Радзвил) - клирик УПЦ МП)
Когда я работал в Православном Салоне Мурманской и Мончегорской епархии 10 лет назад, у нас всегда была в продаже икона Остробрамская различных размеров. Раз ее выпускает «Софрино», она должна быть и в других епархиях. Правда, я ни разу ее не видел в иконостасах храмов Русской Православной Церкви.
По словам протоиерея Михаила (Прокопенко), клирика храма Троицы Живоначальной в Хорошеве, г. Москва, чудотворная икона «Умиление Пресвятой Богородицы» прп. Серафима была написана с отступлением от канонов, в стилистике светской живописи XVIII - XIX веков«
https://rublev-museum.livejournal.com/198523.html Иконописец Анатолий Алешин: «Но у святых отцов нет такого понятия, как «каноническая икона». Язык иконы формировался не по каким-то канонам, его условность была необходима для того, чтобы передать через икону все необходимые богословские смыслы.»
https://pravoslavie.ru/135406.html Примеры неканонических икон: «Спас Моргающий» в келье о. Николая (Гурьянова), икона Спасителя «Мой Судия» иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) и др.
Сегодня много в и-нете можно найти критических публикаций о старце Сампсоне (мол, это какое-то «лжеправославие»), между тем книги про него продаются в церковной лавке Свято-Троицкого Феодоритова Кольского мужского монастыря. По крайней мере, продавались год назад.
Не так давно, лет 5-6 назад, ругали архимандрита Иоакима (Парра). К примеру, его книги продаются в нашем храме.