Светские метафизические традиции
В главе II С.Е.Кургинян кратко описывает современные физические и психологические мировоззренческие концепции, которые на смысловом уровне оказываются очень похожи на рассмотренные метафизические традиции.
А.Энтшейн
Во-первых, современное научное физическое представление об устройстве вселенной, базирующееся на Общей теории относительности и Специальной теории относительности пришли к противоречиям, разрешение которых потребовало добавления в модели т.н. «тёмной энергии» («скрытой энергии») и «тёмной массы» («скрытой массы»). Разрешение противоречий предлагаются разные, но будь это чёрные дыры (материальные тела, сконцентрировавшие недостающую ненаблюдаемую массу), или новые элементарные частицы («стерильные» нейтрино, связанные с бозонами Хиггса), или дополнительные измерения (т.н. «теории струн») - эти компоненты необходимо добавлять в модели вселенной чтобы объяснить недостаток этой самой наблюдаемой массы и энергии.
Эйнштейн и последователи от попыток построить модель вселенной на базе единого начала (массы/энергии/гравитации) пришли к необходимости допустить существование полноценного альтернативного начала («тёмной массы»/«тёмной энергии»/«анти-гравитации») - были вынуждены ввести в модели т.н. «лямда-член».
Более маргинальные теории (которые уже не являются чистой наукой, а находятся где-то на границе науки и не-науки) допускают существование над-вселенских источников эволюции вселенной - чего-то за пределами Вселенной, что определяет основные физические константы нашей Вселенной и их эволюцию.
То есть современные физические представления о вселенной приходят к образу, аналогичному образу Тьмы Предвечной в которой располагается Творение из религиозных метафизических традиций -вселенная «плавает» в океане тёмной энергии, пронизана этой тёмной энергией, или более того - является продолжением и порождением этой тёмной энергии.
С.Е.Кургинян делает вывод, что образ Вселенной, как острова в океане Тьмы - это корректный космологический образ, питающий современную светскую научную метафизику.
З.Фрейд
Во-вторых, аналогичные представления характерны и в области психологии. З.Фрейд от теории, которая пыталась объяснить человека через единое созидательное начало (Эрос) был вынужден перейти к теории, которая исходила из существования полноценного альтернативного разрушительного начала (Танатос). То есть допустить, что человеку тяга к разрушению и смерти свойственна так же, как тяга к любви и созиданию. И эта модель на смысловом уровне также родственна метафоре внутренней Вселенной (Эрос), которую окаймляет Тьма (Танатос).
Танатос, греческий бог смерти
Хотя на содержательном уровне научные теории качественно различны, но на уровне смыслового каркаса / базовой метафоры / космогонического образа современные научные мировоззрения очевидно родственны метафоре Творения как острова в океане Тьмы из метафизических традаиций.
К.Маркс
Далее С.Е.Кургинян сопоставляет Энштейна (который рассматривал «внешний» для человека мир) и Фрейда (который рассматривал внутренний мир человека) с Марксом, который рассматривал взаимосвязь человека и мира, то есть общество. С.Е.Кургинян пишет, что осмысляя проблему отчуждения и превращённых форм Маркс натолкнулся на источник этого отчуждения, родственный Предвечной Тьме из религиозных традиций, «тёмной энергии» Энштейна и Танатосу Фрейда. То есть также подошёл к допущению о существовании полноценного альтернативного не-благого начала.
Итак, рассмотренные две религиозные метафизические традиции и современные научные светские метафизические традиции на смысловом уровне родственны в том, что допускают существование в Творении/во Вселенной альтернативного начала - Тьмы Предвечной/Тёмной энергии/Танатоса, в которой расположено Творение/Вселенная. В зависимости от отношения к этому альтернативному началу и вытекающему из него отношения к развитию и Истории можно разделить метафизики на «чёрные» и «красные»: «чёрные» метафизики считают развитие злом, «красные» метафизики считают развитие благом.
(продолжение следует)