Метафизическая реконструкция марксизма
В III главе С.Е.Кургинян описывает политическую мистерию, которую сочинил Маркс и в которой он натолкнулся на превращённые формы и питающий их источник отчуждения (Маркс писал об отчуждении и его частном случае - эксплуатации) .
Мистерия Маркса состоит из трёх фаз:
Картина Эжена Делакруа, "Свобода", 1830 г.
- Фаза 1. Исторический дух соединяется с передовым классом, превращая при этом «класс для себя» в «класс для других». Класс становится субъектом, классом-лидером.
- Фаза 2. Класс-субъект обращается к субстанции (народу), и если народ откликается на привнесённое классом-лидером - он создаёт новую Форму, более совершенное государство.
- Фаза 3. Передовое государство уничтожает или поглощает другие, побуждая их к исторической состоятельности как единственной альтернативе исчезновению.
Форма - вторична по отношению к содержанию, и лишённая исторического духа форма должна истлевать. Однако Маркс столкнулся с тем, что покинутая историческим духом Форма не обязательно истлевала - она могла выродиться (превратиться) и начать пожирать своё содержание.
В данном случае это означает не отвечающее историческим вызовам государство вместо того, чтобы прогрессировать или умереть, длит своё существование, уничтожая при этом свой народ. Пример такой превращённой формы у всех перед глазами - фашистская хунта на Украине.
Откуда вторичная Форма может брать энергию для атаки на собственное содержание? Если в мистерии Маркса источником энергии выступает исторический дух - выходит, что энергию даёт какой-то другой дух, дух-антагонист, который питает превращённую форму? Значит на исторической арене дух истории борется со своим антагонистом?
То есть мистерия Маркса также приводит к тому, что на смысловом уровне для объяснения Истории приходится вводить в мистерию альтернативный «не-благой» полюс, родственный «тёмной энергии» Энштейна, Танатосу Фрейда или Тьме Предвечной из религиозных традиций.
Как и в рассмотренных раннее случаях это фундаментально меняет мировоззрение. Одно дело верить, что существующее повреждено и повреждение будет исправлено в результате прогресса. Это мировоззрение исторических оптимистов.
Совсем другое дело, когда есть два равномощных полюса (блага и не-блага) и в ходе Истории накапливают потенциал оба полюса. В этом случае прогресс (например, технический, научный и пр.) накапливает не только «благо», но и «не-благо» (отчуждение). И хотя отчуждение может быть снято только через Историю, раз в ходе Истории накапливается на равномощных полюсах и благо, и зло, то благой исход Истории не предопределён: прогресс может уничтожить человечество (см. например, барьер Питерса).
(продолжение следует)