Вельфлин: замкнутая и открытая форма

Jan 29, 2013 00:25


Тектоничность и атектоничность: замкнутая и открытая формы, они же "строгость" и "свобода", "правильность" и "неправильность" и т.д.

... «Замкнутым» мы называем изображение, которое с помощью большего или меньшего количества тектонических средств превращает картину в явление, ограниченное в себе самом, во всех своих частях объясняющееся собою самим, тогда как стиль открытой формы, наоборот, всюду выводит глаз за пределы картины, желает показаться безграничным, хотя в нем всегда содержится скрытое ограничение, которое одно только и обусловливает возможность замкнутости (законченности) в эстетическом смысле.

... Свойство, присущее всем картинам XVI века: вертикальное и горизонтальное направления на них не только имеют место, но им принадлежит господствующая роль. XVII век избегает отчетливо выражать эти элементарные противоположности. Они теряют тектоническую силу даже в тех случаях, когда фактически проступают во всей своей чистоте. Части картины располагают в XVI веке около средней оси или же, где ее нет, таким образом, чтобы между половинами картины существовало совершенное равновесие, которое хотя и не всегда поддается точному определению, все же очень явственно чувствуется при сопоставлении с более свободным распределением частей на картинах XVII века.






... При заполнении картины для XVI века было естественно придерживаться данной плоскости.
... В XVII веке заполнение отрешается от рамы. Делается все для того, чтобы избежать впечатления, будто данная композиция придумана специально для данной плоскости. Целое все больше стремится к тому, чтобы выглядеть как случайный отрезок видимого мира.
... Все явственнее обнаруживается тенденция к тому, чтобы картина перестала выглядеть как самодовлеющий кусочек мира, но казалась преходящим зрелищем, которое радует зрителя именно тем, что приобщает его к жизни мгновения.
... Всякое пространственное направление сопровождается в XVI веке другим - уравновешивающим - направлением, всякое световое пятно, всякая краска дополняются соответствующими противоположностями. Барокко предпочитает преобладание какого-то одного направления. А краска и свет распределяются им таким образом, что в результате создается впечатление не насыщенности, а напряжения.

(с) Вельфлин.

Таким образом, происходит развитие от симметрии к асимметрии, от четко выраженных вертикальной и горизонтальной оси к их отсутствию и барочному диагональному "косому" движению и группированию картины.
На смену равномерному освещению классической картины приходит неуравновешенное освещение картины барочной.
От "равномерного" заполнения площади картины и "прикрепления" картины к раме в тектоническом стиле к кажущемуся случайным заполнению и стремлению выйти за пределы рамы в атектоническом.

Примеры:




Рафаэль. Диспута.
Строгая симметрия, явно выражены вертикальная и горизонтальная оси - замкнутость формы.



Рембрандт. Вечеря в Эммаусе
Симметрия присутствует (Христос посередине арки), но вертикальная ось смещена влево - открытая форма.



Рубенс. Андромеда.
Пример нарушенного колорита - асимметричная масса сброшенного красного плаща в правом нижнем углу.



Дюрер. Иероним.
"... помещение не ограничено справа, на картине можно наблюдать несколько несущественных пересечений, но вся она кажется совершенно замкнутой: мы видим обрамляющий столб слева, обрамляющую потолочную балку сверху и ступеньку спереди, идущую параллельно нижнему краю картины; два животных занимают всю ширину сцены, и в верхнем правом углу висит видимая целиком тыква, заполняющая и замыкающая картину".

вельфлин, большие исторические стили, творческие привычки

Previous post Next post
Up