Максимилиан Волошин - фотограф. Часть 2

Feb 09, 2024 15:46

Часть 1



М.А. Волошин в парижской квартире на rue Octave Feuillet, 24, где он жил с апреля по октябрь 1905 г., до переезда в ателье на бульваре Эдгара Кине.





Автопортреты М.А. Волошина в зеркале.

В начале августа 1905 г. Волошин путешествовал по перевалу Сен-Готард вместе с Алексеем Сабашниковым, братом Маргариты Васильевны.

М.В. Сабашникова вспоминала: "Алеша и Макс пришли к мысли о том, что необходимо "выйти из себя", продвинуться за пределы своей личности, чтобы полно ощутить духовность окружающего мира. Они отправились на Сен-Готардский перевал. Вернулись жалкие, усталые, оборванные. Кажется, им не удалось "выйти из себя" и обрести духовность мира. А я углублялась в сочинения древних: Веды, Книга Бытия, Порфирий..." (Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990. С. 112.)



М.А. Волошин на перевале Сен-Готард. 1905 г.
Внизу видна тень А.В. Сабашникова.



А.В. Сабашников на перевале Сен-Готард. 1905 г.
Внизу видна тень М.А. Волошина.




Алексей Васильевич Сабашников



К.Д. Бальмонт. Париж, 1905 г.



К.Д. Бальмонт в ателье Волошина. 1905 г.

С Константином Бальмонтом Волошин познакомился в Париже в 1902 году, когда тот был вынужден на время покинуть Россию из-за своей стихотворной сатиры на Николая II. Жена Бальмонта Екатерина Алексеевна вспоминала:

"Имя Макса Волошина я услыхала впервые от Бальмонта. Он писал мне из Парижа осенью 1902 года, что познакомился в Латинском квартале (кажется, на одной из своих лекций) с талантливым художником М. Волошиным, который "и стихи пишет". В каждом письме похвалы ему возрастали. Бальмонт, видимо, заинтересовался и привязался к Максу. Он писал, что они много бывают вместе, бродят по городу, Макс показывает ему уголки старого Парижа, доселе ему не известные. Писал, что разность взглядов и вкусов - Макс принадлежал к латинской культуре, изучал французских живописцев и поэтов, а Бальмонт был погружен в английскую поэзию, переводил Шелли, изучал Э. По - не мешали их сближению."

(Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990. С. 92.)

В 1903 году Бальмонт получил разрешение вернуться в Россию. Волошин приехал в Москву раньше него и решил нанести визит Екатерине Алексеевне, жившей вместе с двухлетней дочерью Ниной, которую в семье называли Ниника. Екатерина Алексеевна, открыв дверь няне, возвращавшейся после прогулки с ребенком, была удивлена, увидев Нинику на руках у незнакомого мужчины.

"Вы - Екатерина Алексеевна, я из Парижа, привез вам привет от Константина. С Ниникой я уже познакомился - Волошин".

Это Волошин! Вот уж не таким представляла я его себе! Его молодое открытое лицо, сияющие сдержанной улыбкой глаза, крепкое ласковое пожатие маленькой руки - мне ужасно все понравилось в нем. "Кто это Аморя? Похож он на меня? - спросил он, входя в комнату. - Когда я нес Нинику (меня тоже поразило, что он знал ее имя) по лестнице, я у ее няни спросил, где вы живете, и таким образом узнал, что это Ниника, - она пристально посмотрела мне в лицо и сказала: "Это не Аморя?"

Я засмеялась: "Так Нина называет мою племянницу Маргариту Васильевну". - "А что же между нами общего?" - "Не знаю, разве белокурые вьющиеся волосы", - сказала я." (...)

В ту зиму Макс бывал у меня очень часто, познакомился у меня с Маргаритой Васильевной, смотрел, как она писала с меня портрет, неудавшийся и заброшенный ею "именно потому, что Макс смотрел", - поддразнивала она его. Они часто встречались у меня и оба возились с Ниникой, которая обожала их обоих и как-то всегда соединяла их в своем чувстве. Они играли с ней, смеялись, но между собой мало говорили."

(Там же, с.93-95.)

По совету Волошина Маргарита Сабашникова в 1904 году отправилась в Париж учиться живописи. В конце 1905 года Бальмонты также перебрались в Париж.

"Макс часто бывал у нас, и мы у него. Он жил недалеко от нас на улице Эдгара Кинэ. Ниника любила особенно бывать у Макса без меня. "Что же ты делала, рисовала?" - спрашивала я ее, когда Макс приводил ее домой. "Нет, не успела, мы играли". У них были свои разговоры, свои секреты."

(Там же, с.98.)



Екатерина Алексеевна Бальмонт и Ниника в гостях у Волошина в Париже.



Е.А. Бальмонт, Е.О. Волошина и Нина Бальмонт (Ниника) в парижском ателье Волошина. 1906 г.



М.В. Сабашникова, М.С. Чуйко, Е.О. Волошина и А.Н. Иванова (кузина Маргариты Васильевны).







Елена Оттобальдовна Волошина в гостях у сына. Париж, 1906 г.



Е.О. Волошина в парижском ателье М.А. Волошина. 1906 г.



М.А. Волошин в своем парижском ателье рядом с головой Таиах.



Таиах в парижском ателье Волошина.

Слепок с головы Таиах Волошин впервые увидел летом 1904 года в музее Гиме в Париже и поразился сходству египетской царевны с Маргаритой Сабашниковой. Впоследствии он называл Маргариту Васильевну не иначе как "царевна Таиах". Проезжая через Берлин, Волошин приобрел гипсовую копию этой египетской скульптуры, которая с тех пор стала непременной частью интерьера всех его жилищ - парижских квартир и дома в Коктебеле.







19 февраля (4 марта) 1906 года Маргарита Сабашникова выехала из Парижа в Москву вместе со своей двоюродной сестрой А.Н. Ивановой. За день до отъезда она вместе с Волошиным посетила Версаль, где жил художник Александр Бенуа.

3 марта 1906 г. А.Н. Бенуа делает такую запись в своем дневнике:

"Дивный теплый день. Днем приехали неожиданно Сабашникова (завтра уезжает) и Макс. С ними прошелся по портретам музея, и гуляли по Трианону. - Они мне рассказывали много чудесного о г-же Минцловой, которой присуще совершенно странное ясновидение. В России она тихая, молчаливая, скорее, забитая. В Париже она преображается и способна без умолку, в каком-то экстазе, рассказывать, точно очевидец, события французской революции (бабушка ее погибла на эшафоте, и г-жа де Més, портрет которой - XVI века - до странности похож на нее, приходится ей какой-то прародительницей). У нее золотая лорнетка, доставшаяся ей от деда, через которую она (обыкновенно полуслепая) все резко видит, даже многое такое, что для других скрыто. - На эту тему мы разговорились вообще - о нашем отношении к истории, к России, к себе. Все это в лучах заходящего солнца на ступенях Трианона было очень поэтично. Я рассказывал о Бренвилье. Макс снимал бесчисленные фото."

А.Н. Бенуа. Дневник 1906 года. "Наше наследие" № 77. 2006. С.88.
Электронная версия: https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7713.php

По-видимому, результатом именно этой поездки стала целая "фотосессия" М.В. Сабашниковой на фоне природы и архитектуры Версаля.













М.В. Сабашникова. Версаль, 1906 г.





Виды Версаля.

В середине марта 1906 г. Волошин вместе с матерью едет в Москву - к своей невесте. 12 апреля 1906 г. происходит его венчание с М.В. Сабашниковой в церкви святого Власия в Большом Власьевском переулке на Арбате. А уже спустя три дня молодые супруги отправляются назад в Париж.

"В Париже мы несколько дней провели в мастерской Макса, - вспоминала Маргарита Васильевна, - затем обставили маленькую солнечную квартиру в Пасси - несколько кушеток покрыто коврами, множество полок служат вместилищем для библиотеки Макса. Лучшее украшение нашего жилища - копия - в натуральную величину - гигантской, высеченной из песчаника головы египетской царевны Таиах с ее вечной загадочной улыбкой". (Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990. С. 114-115.)



М.А. Волошин и М.В. Сабашникова-Волошина в своей квартире в Париже на ул. Сэнже (rue Singer). 1906 г.



М.В. Сабашникова-Волошина в своей парижской квартире. 1906 г.



М.В. Сабашникова-Волошина, ее двоюродная сестра Анна Николаевна Иванова и брат Алексей Васильевич Сабашников в парижской квартире Волошиных на rue Singer. 1906 г.



Екатерина Алексеевна Бальмонт и ее сестра Маргарита Алексеевна Сабашникова (мать Маргариты Васильевны) в парижской квартире Волошиных. 1906 г.



А.В. Сабашников, М.К. Гринвальд и М.В. Сабашникова-Волошина со своей картиной - портретом А.Л. Любимова (гимназический товарищ А.В. Сабашникова). Парижская квартира Волошиных на rue Singer, 1906 г.

Серия фотографий Маргариты Васильевны, сделанная в парижской квартире.











Волошин, Франция, Бальмонт, М.В. Сабашникова

Previous post Next post
Up