Бытописатель революции - художник Иван Владимиров

Feb 22, 2017 18:36



Автопортрет. 1910. Частное собрание.

До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза. Его работы воспроизводились, например, в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в 30-40-е годы.

Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде - пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.

Как же попали рисунки Владимирова в Америку? Это отдельный, увлекательный сюжет.




Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917 г. 1917.



Тревожные вести. 1917.

Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов - русской "Нивы" и английского "The Graphic". При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.

Практически всю свою жизнь художник провел в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Все события, имевшие место в "колыбели революции", происходили на его глазах. Согласно Википедии, в 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской милиции. Но, судя по рисункам, бывал он и в провинции, имея возможность наблюдать жизнь крестьян.



Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде.
Рисунок из журнала "The Graphic" от 19 января 1918 года.
Источник: http://kapuchin.livejournal.com/776823.html

В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA - Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами - прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA - Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.

За подробной информацией об этих личностях отсылаю читателей к журналу ljwanderer ARA-персонажи.

Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей alma mater - Стэнфордском университете - научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).

Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.

После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.

Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10  - в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "Russia in Revolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.

Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)



Фрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде. 1923 г.

Напрашивается вопрос - а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен?

Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения.

В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики - это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям.



Вандализм в Зимнем дворце. 1918.



Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.



Изъятие банкнот и облигаций в банке Вавельберга (Невский просп., 25). 1919.



Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.

Сюжет повторен на картине маслом.



Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России



Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.



Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918.



Буржуазия на трудовой повинности. 1920.



Конвоирование арестованных



В подвалах ЧК. 1919.



Дома у генерала Бутурлина. 1919.

Семья греется у печки-буржуйки, которую топят выломанными паркетными дощечками. Но паркетом много не натопишь.



Разборка деревянного дома на дрова.



Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919.

Вариант того же сюжета: семья "бывших" людей, несущая скудный паек, и новые хозяева жизни.



На улицах Петрограда. 1918.



Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.



Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.



Поиски съедобного в помойной яме. 1919.



В последний путь



Генерал - князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).
Петроград, июнь 1922 г.

Крестьян, разграбивших помещичьи усадьбы, теперь самих грабит голодный город.



Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги. 1920.



Перед обыском и изъятием. 1920.



Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.



Изъятие церковных ценностей. 1922.

Церковные ценности изымались под предлогом борьбы с голодом. Но настоящую помощь голодающим оказали международные благотворительные организации.



Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922.

Помните гражданина Корейко, укравшего целый состав с продовольствием для голодающих Поволжья?



Продовольственная помощь от АРА. 1922.



Священник с продовольственной помощью от АРА. 1922.

Отдельной темой рисунков Владимирова было изображение советской повседневности, зачастую весьма ироничное.
Вот, например, дети пролетариев "приобщаются к искусству" в Летнем саду.



Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.

Еще один вид "приобщения к искусству": рояль, утащенный из разоренной барской усадьбы, служит игрушкой для деревенских ребятишек.



У рояля. 1920-е годы.



Фотограф в деревне. 1918.



Урок коммунизма для крестьян. 1922.



В театре. Царская ложа. 1918.



На посту. 1918.

Здесь, похоже, тот же самый красноармеец. Характерны руки - в золотых часах и кольцах, "реквизированных" у буржуазии.



За чтением газеты "Правда". 1918-1923 гг.

А здесь два нахала - красноармеец и краснофлотец - пристают к женщине из "бывших".



Некому защитить. 1921.



Игра в карты. 1922.



Гуляние. 1920-е гг.



"Субботник". 1923.



Галантный кавалер. 1923.

Советский служащий привел свою даму в ресторан. Замечательно выражение лица старого лакея: "Не тот клиент пошел!"



Гранд-отель "Европа". 1923.



В пивной "Старая Бавария". 1920-е годы.



За знакомство! 1923-1925 гг.



Трактор в деревне. 1925.

Последняя картина - уже начало нового, советского периода в творчестве художника, однако элемент иронии присутствует и здесь.

Часть вышеприведенных работ И.А. Владимирова представлена на его выставке в Музее Современной истории в Москве (Тверская, 21), которая проходит с 10 по 28 февраля. http://www.mk.ru/photo/gallery/11971-195544.html

искусство, АРА, русская революция, Иван Владимиров

Previous post Next post
Up