Автопортрет. 1910. Частное собрание.
До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза. Его работы воспроизводились, например, в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в 30-40-е годы.
Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде - пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.
Как же попали рисунки Владимирова в Америку? Это отдельный, увлекательный сюжет.
Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917 г. 1917.
Тревожные вести. 1917.
Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов - русской "Нивы" и английского "The Graphic". При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.
Практически всю свою жизнь художник провел в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Все события, имевшие место в "колыбели революции", происходили на его глазах. Согласно Википедии, в 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской милиции. Но, судя по рисункам, бывал он и в провинции, имея возможность наблюдать жизнь крестьян.
Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде.
Рисунок из журнала "The Graphic" от 19 января 1918 года.
Источник:
http://kapuchin.livejournal.com/776823.html В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA -
Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами - прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии
YMCA - Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.
За подробной информацией об этих личностях отсылаю читателей к журналу
ljwanderer ARA-персонажи.
Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе
Герберт Гувер, задумавший создать при своей alma mater - Стэнфордском университете - научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).
Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.
После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.
Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве
Гуверовского института, еще 10 - в собрании библиотеки
Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "Russia in Revolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.
Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)
Фрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде. 1923 г.
Напрашивается вопрос - а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен?
Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения.
В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики - это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям.
Вандализм в Зимнем дворце. 1918.
Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.
Изъятие банкнот и облигаций в банке Вавельберга (Невский просп., 25). 1919.
Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.
Сюжет повторен на картине маслом.
Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России
Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.
Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918.
Буржуазия на трудовой повинности. 1920.
Конвоирование арестованных
В подвалах ЧК. 1919.
Дома у генерала Бутурлина. 1919.
Семья греется у печки-буржуйки, которую топят выломанными паркетными дощечками. Но паркетом много не натопишь.
Разборка деревянного дома на дрова.
Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919.
Вариант того же сюжета: семья "бывших" людей, несущая скудный паек, и новые хозяева жизни.
На улицах Петрограда. 1918.
Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.
Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.
Поиски съедобного в помойной яме. 1919.
В последний путь
Генерал - князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).
Петроград, июнь 1922 г.
Крестьян, разграбивших помещичьи усадьбы, теперь самих грабит голодный город.
Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги. 1920.
Перед обыском и изъятием. 1920.
Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.
Изъятие церковных ценностей. 1922.
Церковные ценности изымались под предлогом борьбы с голодом. Но настоящую помощь голодающим оказали международные благотворительные организации.
Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922.
Помните гражданина Корейко, укравшего целый состав с продовольствием для голодающих Поволжья?
Продовольственная помощь от АРА. 1922.
Священник с продовольственной помощью от АРА. 1922.
Отдельной темой рисунков Владимирова было изображение советской повседневности, зачастую весьма ироничное.
Вот, например, дети пролетариев "приобщаются к искусству" в Летнем саду.
Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.
Еще один вид "приобщения к искусству": рояль, утащенный из разоренной барской усадьбы, служит игрушкой для деревенских ребятишек.
У рояля. 1920-е годы.
Фотограф в деревне. 1918.
Урок коммунизма для крестьян. 1922.
В театре. Царская ложа. 1918.
На посту. 1918.
Здесь, похоже, тот же самый красноармеец. Характерны руки - в золотых часах и кольцах, "реквизированных" у буржуазии.
За чтением газеты "Правда". 1918-1923 гг.
А здесь два нахала - красноармеец и краснофлотец - пристают к женщине из "бывших".
Некому защитить. 1921.
Игра в карты. 1922.
Гуляние. 1920-е гг.
"Субботник". 1923.
Галантный кавалер. 1923.
Советский служащий привел свою даму в ресторан. Замечательно выражение лица старого лакея: "Не тот клиент пошел!"
Гранд-отель "Европа". 1923.
В пивной "Старая Бавария". 1920-е годы.
За знакомство! 1923-1925 гг.
Трактор в деревне. 1925.
Последняя картина - уже начало нового, советского периода в творчестве художника, однако элемент иронии присутствует и здесь.
Часть вышеприведенных работ И.А. Владимирова представлена на его выставке в Музее Современной истории в Москве (Тверская, 21), которая проходит с 10 по 28 февраля.
http://www.mk.ru/photo/gallery/11971-195544.html