О триумфальном шествии российского атома по миру после Фукусимы

Jun 05, 2012 18:39



Атомная энергетика остается той отраслью, где Россия удерживает лидирующие позиции в мире. К сожалению, пресса не часто уделяет внимание состоянию дел в этой сфере, наверное, потому что какие бы то ни было успехи России давно перестали быть новостным трендом. Между тем, популярные ярлыки «все развалили» и «ничего не создают нового» упорно не цепляется к «Росатому». Достижения госкорпорации очевидны и подлежат самому широкому освещению. Россия смогла не только сохранить советский «атомный» задел, но и приумножила его. Правда, и проблем у «русского атома» хватает и главная из них - кадры.

Фукусима дала толчок российской атомной промышленности

На открывшемся вчера международном форуме «АТОМЭКСПО-2012» глава госкорпорации «Росатом» С.Кириенко порадовал: пакет заказов российскому гиганту на сооружение блоков для атомных электростанций за год «потяжелел» почти в два раза.

«После Фукусимы целый ряд стран, взвесив все обстоятельства строительства и эксплуатации новых атомных станций, делают выбор в пользу российских технологий, - заявил он. - Для нас очень важно, что после событий на Фукусиме у нас не только не уменьшился портфель заказов, но он увеличился в два раза».



За прошлый год по всему миру было запущено 10 новых атомных электростанций из которых 3 - по российским заказам. Если на 1 января 2011 года общий объем заказов «Росатому» был на 12 блоков, то на 1 января текущего года - на 21 блок.

Не менее впечатляюще развивается и российская программа. В минувшем году атомные электростанции страны дали рекордное количество электроэнергии 172,7 млрд. киловатт-часов. Объем добычи природного урана у нас вырос на 35%, причем в его структуре существенно приросли запасы с себестоимостью ниже 80 долларов за килограмм.

Общий объем зарубежных заказов предприятий «Росатома», подписанных на сегодняшний день (в горизонте 10 лет) превышает 50 млрд. евро.

Такой результат не был гарантирован. Сам Кириенко говорил:

«Мы всерьез понимали, что после Фукусимы может случиться так, что нас ожидает год спада, и мы недосчитаемся не только увеличения контрактов, но и даже не сможем сохранить имеющуюся базу контрактов».

Однако все случилось с точностью до наоборот. И то, что иностранные партнеры проявили интерес именно к нашим услугам и продукции говорит о высоком уровне ее качества.

«Могу сказать, что такого количества пусков объектов атомной энергетики не было с советского времени. Последний раз у нас такой уровень был, помнится, в 1984 году. В этом году у нас сдан энергетический пуск Бушера, состоялся пуск и сдача в эксплуатацию нашего совместного объекта с китайскими партнерами - быстрого исследовательского реактора в Китае, это газоцентрифужный завод в Китае, сооруженные по российским технологиям с участием российских специалистов, это 4-й блок Калининской атомной станции», - добавил Кириенко.



Русский атом «от Японии до Англии»

Впечатляет и географическое разнообразие заказчиков «Росатома». На днях к ним присоединилась Нигерия, обладающая значительными запасами урана.

«Час назад подписано соглашение о строительстве атомной станции в Нигерии», - объявил Кириенко, увязав этот проект с высоким доверием к российским атомным технологиям, которое существует сегодня в мире. «Это свидетельство высокого доверия, особенно когда российские технологии выбирают страны, которые только приступают к сооружению атомных станций впервые в своей истории», - отметил глава Росатома.

Соглашение, заключённое между Россией и Нигерией, предусматривает сотрудничество в проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации первой в Нигерии АЭС. В соответствии с соглашением будет пущен энергоблок мощностью 1-1,2 тысяч МВт, стоимость проекта - около 4,5 млрд. долларов.

Помимо этого ожидается подписание документов на строительство второй очереди Тяньваньской АЭС в Китае. «Росатом» в этом году приступает к строительству АЭС в Турции, Вьетнаме и Белоруссии.

Не исключено вхождение «Росатома» и на британский рынок. Госкорпорация изучает возможность участия в программе по сооружению новых АЭС в Великобритании.

«Великобритания является одним из самых интересных рынков, она продолжает развивать атомную энергетику, и для нас такая программа очень интересна, поскольку мы способны быть и поставщиком ядерных технологий, и выступать инвестором, в том числе в сооружении АЭС», - сказал замглавы госкорпорации К.Комаров.



«Росатом» как локомотив нашей науки

К 2030 году «Росатом» планирует получать 50% выручки от зарубежного бизнеса, а 25% - от новых продуктов и услуг. Такая стратегия выглядит вполне оправданной, ведь на базе госкорпорации вовсю проводятся передовые разработки и даже строятся новые предприятия.

Так, «Росатом» совместно с ОАО «Холдинговая компания «Композит» приступили к строительству завода по производству углеродного волокна в промышленно-производственной ОЭЗ «Алабуга», что в Республике Татарстан.

После ввода первой очереди завода (в 2013 году) его мощность в 3 раза превзойдет все существующее в России аналогичное производство. Таким образом атомная отрасль, как в гражданской, так и оборонной части, полностью закроет свои потребности и будет расширять использование углеволоконных материалов (применяются в авио-, космо- и машиностроении).

Есть и другие интересные разработки. Например, «Росатом» выделил 7 млрд. рублей на разработку реактивной установки, которая понесет первую международную экспедицию к Марсу. Конструктором реактора выступило росатомовское предприятие НИКИЭТ им. Доллежаля. На основе нового космического реактора Центр имени Келдыша будет создавать ядерную энергодвигательную установку, а РКК «Энергия» - сам транспортно-энергетический модуль.

У российской промышленности и науки одна проблема

Главная проблема, стоящая перед российской атомной сферой не отличается оригинальностью - это кадры.

«Ключевая проблема - люди, - говорит руководитель технического комитета одной из ключевых программ «Росатома» Е.Адамов, - Из ядерной энергетики где-то в 1970-е годы уходили теоретики, например в термояд. Считалось, что с атомом все проблемы решены. Остались только инженерные вопросы. А инженеры могут до бесконечности улучшать то, с чем работают, но, как правило, не способны создавать что-то принципиально новое. Остались пока очень хорошие специалисты, свободные от консерватизма, но их единицы. Но вспомним, что советскую атомную отрасль тоже создали меньше сотни человек.

Люди в нашем проекте обязаны держать ответ за конечный результат, не допуская пошива тришкиного кафтана или воздвижения вавилонской башни. Но надо помнить, что это не конвейер, а скорее ювелирное ателье. Мы ищем не просто лучших специалистов, а настоящих энтузиастов, подвижников. В этом году мы соберем ключевую команду. От нее будет зависеть очень многое».

Аналогичной позиции придерживается его коллега В.Першуков:

«Главное - привлечь специалистов инженерного и научного профиля. До недавнего времени в высшем образовании основное внимание уделялось подготовке специалистов в области экономики и права. Это важно и нужно при перестройке экономики. Но теперь на первое место выходят задачи инженерного обеспечения политических решений о развитии инновационной экономики. И я вижу роль и ответственность «Росатома» в демонстрации возможности научно-технического сообщества обеспечить переход России от сырьевой экономики к экономике знаний и передовых технологий».

Адамов добавляет, что помимо кадров существует и бюрократическая волокита, но эта проблема не сопоставима по масштабам с главной:

«Есть бюрократические моменты: взаимодействие с надзорным органом или строители, которые не умеют работать быстро и качественно. Берии сейчас нет, но есть Кириенко, который лично руководит координационным советом проекта. Вопросы государственного, отраслевого и межотраслевого уровня решает именно КС. И если сохранится тот настрой, который сейчас есть у руководства «Росатома», то бюрократические вопросы легко решатся».

Обсуждение на odnako.org

Статья, Атом, Россия, Однако, Экономика

Previous post Next post
Up