Сначала о том, кто такой Янай и почему он мне бесконечно дорог. Всё очень просто: это израильский тренер, который открыл для меня мир акробаланса в полном объеме.
К тому моменту, когда я с ним познакомился, я занимался уже полгода - и сам, и со специалистом, и даже побывал на занятиях каких-то датских акройогов, которые заехали на несколько дней. Но чтобы в полной мере почувствовать вкус, надо окунуться в среду профессионалов. И Янай эту среду организовал.
Он провел Первый израильский фестиваль, где собрал двести спортсменов со всей страны, и не просто провел, а был одним из наиболее активных учителей на этом фестивале. Конечно, не все участники фестивали - его собственные ученики, но в любом случае он и как тренер, и как организатор сделал и продолжает делать очень многое для развития акробаланса. В общем, во всех смыслах образец для подражания.
Конечно же, на меня и сам фестиваль, и Янай как учитель произвели огромнейшее впечатление и зарядили вдохновением как минимум на год вперед - до следующего фестиваля.
Но даже если отбросить эмоции, Янай - один из немногих профессиональных тренеров по акробалансу, поэтому он необычайно ценен.
* * *
В августе Янай написал мне и Ульяне, что осенью готов приехать, соответственно, в Петербург или Москву, а может быть, даже в оба города сразу. Нужно лишь, чтобы кто-то из нас взялся за организацию. Ульяна ответила, что к ним в Москву в сентябре приедет какой-то испанский акройог, поэтому Яная лучше сдвинуть на ноябрь. Против этого никто не возражал.
Через некоторое время я начал прощупывать почву и стал потихоньку спрашивать, кто пришел бы на занятие к Янаю, если бы он приехал к нам осенью. Если на обычных встречах все фактически скидываются на аренду, то в этом случае пришлось бы собрать еще как минимум на оплату перелета. Еще, конечно, нужно заплатить за сами занятия, у кого-то поселить и чем-то кормить, но по всем признакам было понятно, что не набрать даже на дорогу.
В октябре, после того как москвичи успешно выпроводили испанского акройога, Ульяна написала, что она готова всё организовать, более того - организует. Так что через месяц всё состоится, остается лишь утрясти кое-какие мелочи. Тогда я написал письмо Янаю и уточнил, не сможет ли он хотя бы на день приехать и в Петербург, но он ответил, что точно не сможет, поэтому приглашает всех в Москву. В Москву - так в Москву.
Я тут же написал всем нашим, чтобы начинали копить деньги и не занимали выходные в ноябре, потому что грядет грандиозное событие. Подробно рассказал, почему это круто. Да, в Москву дорого добраться и там сложно устроиться, но есть поезда, на которых можно доехать, и наверняка есть знакомые, у которых можно заночевать. Москвичи сделали скидку для приезжих и готовы были сделать скидку еще больше, если от нас приедет десять человек. Впереди месяц, и можно подготовиться и морально, и материально.
Однако шло время, и постепенно становилось понятно, что десять человек даже близко не набирается. У одних банально нет денег, другим не вырваться из повседневной жизни даже на два дня, третьи просто не хотят, потому что им более чем достаточно обычных занятий и никакой профессиональный тренер не нужен. Ну а кто-то сочетает в себе два или все три пункта.
Довольно неприятно: каждый раз всем рассказываю, что у нас куча народу, чуть ли не пятьдесят человек, и все с удовольствием занимаются, а как дело дошло до дела - так никого. И совсем неприятно признавать тот факт, что проблема не только в расстоянии. Если бы вдруг Янай все-таки был бы готов приехать к нам, все равно не было бы ажиотажа и, следовательно, возможности собрать нужную сумму. Утешает только то, что несколько человек признались, что прекрасно меня понимают, всячески поддерживают, но физически не могут, потому что у них давно намеченные другие планы на эти дни и их никак не отменить.
В общем, выбрались Миша и Ксюша. Хотелось намного большего, но хорошо, что хоть кто-то добрался. Я уже был морально готов к тому, что вообще один окажусь.
* * *
В описании класса было написано (и Янай это подтверждал в ходе переписки), что занятие будет построено так, что это будет интересно участникам любого уровня - от новичков до профессионалов. Он, мол, будет давать разные варианты одного упражнения, чтобы всем было чем заняться.
Я плохо представлял себе, как это будет происходить. Что же, он даст новичкам ласточку (куда без нее?), опытным - интересный заход в ласточку, а профессионалам - какую-нибудь совсем экзотическую версию ласточки? Мне было бы интересно посмотреть на это с педагогической точки зрения.
Однако оказалось, что всё совсем не так. Наверное, он имел в виду, что в случае необходимости он мог бы построить занятие так, что оно было бы интересно участникам любого уровня. А в реальности новичков и людей с улицы не было совсем, собрались только те, кто уже занимается. Почти всё, что он давал, удивительным образом подходило под мой уровень. Кое-что слишком просто, кое-что слишком сложно, но в целом - как будто под меня писалась программа занятия.
Еще я был уверен, что будет много штук стандартного типа (один лежит на полу, а другой на нем вертится), а мне, учитывая возраст и состояние здоровья, не хотелось бы перегружать ноги. Однако в первые два дня этих штук было очень мало (третий день - отдельная история), программа была очень разнообразной. Это приятно удивило.
Собственно, на классе он так и сказал: «Акробаланс - это не акройога, где вы просто лежите и расслабляетесь».
* * *
Удивительным образом на пятничное занятие мы с Янаем ехали в одном поезде метро и обнялись еще до того, как выйти на станцию, подняться наверх и пойти искать место проведения класса. В субботу мы тоже приехали одновременно и вместе шли от метро. В общем, было много времени поговорить.
И он рассказал удивительную вещь: до тридцати лет он жил нормальной жизнью, как и все нормальные люди, ни о каком акробалансе даже не слышал. Потом кто-то научил его жонглировать, он увлекся, вскоре стал посещать жонглерские мероприятия и на каком-то фестивале он увидел, как Авнер и компания развлекаются друг с другом (Авнер - это израильский тренер по акройоге и акробалансу, я его тоже хорошо знаю). Они показали Янаю какие-то штуки, он их легко освоил, потому что занимался йогой и владел своим телом. Ну и потом пошло-поехало. Сейчас ему 44 года, он не только много лет учит других, но и постоянно развивается сам. Каждый год осваивает какие-то штуки, о которых год назад и не мечтал. Спокойно стоит на руках как вкопанный - минуту или полторы. Сейчас учится стоять на одной руке. Говорит, что его стойка на одной руке уже хорошо смотрится на фотографиях, но еще плохо смотрится на видеозаписях.
Мне сейчас 31, и полное ощущение, что пик активности пройден: здоровье портится и дальше будет только хуже, ничего нового я давно не осваиваю и не освою, могу только делать простые вещи и завистливо смотреть на молодежь, которая двигается вперед. А тут перед глазами живой пример, который в моем возрасте только стартовал и вот уже пятнадцать лет шагает вперед, и конца этому не видно.
Этот его рассказ не менее важен, чем конкретные задания, которые он давал на классе. Может быть, даже более важен.
Кстати, он до сих пор жонглирует, спокойно управляется с пятью мячиками и любит перекидки. Поскольку реквизит у него был с собой, мы с ним поперекидывались перед началом субботнего занятия, у меня остались кое-какие навыки двухлетней давности.
* * *
Еще он высказал важную мысль: страсть - это хорошо, но еще нужно иметь терпение (по-английски это прозвучало особенно изящно: passion и patience). Тренировки - это не только удовольствие от чего-то, что захватывает, но и необходимость многократно повторять некоторые вещи, пока они не получатся.
Рассказал, что в мае пройдет очередной фестиваль, куда он, конечно же, всех приглашает. Участников ожидается столько, что им придется ограничить поток желающих, они смогут принять только четыреста человек. Нам бы их проблемы.
А в январе в Израиле планируется провести классы для опытных спортсменов - тех, кто занимается минимум год. Сюда он тоже приглашает всех участников московского мастер-класса. Правда, насчет всех он, наверное, погорячился, есть несколько человек явно неподходящего уровня.
* * *
Зал, объективно говоря, плохой. Посередине колонна - это еще ладно. А вот что пол жесткий и вместо матов тоненькие йоговские коврики - это действительно неприятно. Просто встаешь на голову - уже больно, приходится сворачивать коврик вчетверо. Потом, правда, нашлись какие-то мягкие штуки, по размеру что-то среднее между подушкой и матом: под поясницу положить можно, но выстелить всё вокруг мягким не получается никак.
Впрочем, процесс увлекает и уже думаешь не о ковриках, а о собственной технике. И тем более не вспоминаешь, что там за дверью, какая погода за окном и в каком городе мы вообще находимся.
Правда, время от времени Янай напоминал, что вокруг жесткие полы, поэтому, например, не надо прыгать с плеч на пол: «Будете заниматься в зале с матами - прыгайте, а пока лучше по-другому спускаться» - и показывал, как именно.
* * *
Начал понимать людей, которые приходят на занятие вдвоем-втроем и отказываются вставать в пару с кем-то еще. В данном случае проблема была не в том, что я боюсь незнакомых людей или считаю, что свои люди лучше. Просто хотелось отработать друг с другом, чтобы, вернувшись домой, суметь повторить.
Время от времени, когда Янай давал какие-то заведомо простые вещи, хотелось разнообразия, но приходилось пересиливать себя и оставаться однолюбом. Впрочем, пару раз на очень простых вещах, которые мы и так давно умеем, я с чистой совестью все-таки уходил помогать другим людям, которые их пока еще не освоили.
Тяжело долгое время быть однолюбом. К некоторым присутствующим на классе очень даже сильно тянуло.
* * *
Вместо разминки Янай дает йоговские асаны - и индивидуальные, и парные. Но у него на классе я готов тянуться, не думая, что это йога. Никаких проблем.
Очень много упражнений на развитие стойки на голове и стойки на руках - опять же и индивидуальных, и парных. Куча всего нового, хотя меня когда-то целенаправленно учили стоять на руках и вроде бы должны были рассказать разные хитрости.
Дико болела спина - не потому что по ней кто-то бил и не потому что она лежала на жестком полу, а просто потому что она не привыкла находиться в том положении, в котором она должна находиться при правильной стойке. Как только партнер выравнивал меня, выстраивая в нужное положение, спина говорила: «Ого! Вы, наверное, шутите! Неужели я должна быть здесь?»
Но интересного хватало и среди парных вещей:
1. Баланс в лодочке на ногах партнера, который я категорически отказывался делать все эти годы. А тут сделал и подумал, что не так уж это ужасно, как казалось. Пресс, правда, очень напрягается - ну так это как раз полезно.
2. Переворот назад через ноги партнера, который не должен был получиться из-за моей деревянной спины, но получился.
3. Звезда без рук, которая никак не получалась, а тут вдруг получилась. Я как сумасшедший кричал на Ульяну, которая время от времени снимала происходящее на видео, и спрашивал, засняла ли она мой успех.
4. Стойка на руках на бедрах партнера, которую мы почти не делаем, а надо бы, и связка с этой стойкой, да еще и зацикленная, что ужасно интересно.
5. Новый заход на плечи - через подставленный в качестве ступеньки локоть.
6. Z-lift, который я делал полтора года назад и с тех пор фактически не использовал, хотя вещь доступная и интересная.
7. Успешно получившийся переход из улетающей ласточки в обратный уголок - ничего сложного, одна перестановка ноги, но сколько раз я ни смотрел, как его делают у меня на занятиях, - каждый раз не понимал механику происходящего.
8. Неожиданный динамический заход в обратную ласточку - ничего особо сложного, но смотрится красиво и необычно. Именно динамика, потому что, когда я попросил показать медленно, Янай признался, что медленно он не сможет сделать, ему нужна инерция.
Активно не понравилось только одно - стойка на голове с упором в руки партнера. Впрочем, Янай честно предупредил, что вещь специфическая, поэтому кому-то может быть некомфортно, зато для остальных будет очень полезно с точки зрения ощущения баланса. Уже заранее это выглядело болезненно, но я осторожно попробовал, убедился, что действительно неприятная вещь, и отказался продолжать.
* * *
За последнее время я отвык от длительных нагрузок, поэтому после вечера пятницы и особенно после многочасового занятия в субботу я сильно устал. Так что к воскресенью подошел в соответствующем состоянии.
Зал был другой. Колонны уже не было, но и матов всё еще не было. Такие же тоненькие йоговские коврики и подушки под поясницу.
После очередных йоговских асан и очередных стоек на голове и на руках Янай объявил, что теперь он покажет нечто совершенно новое. Сам он начал осваивать такие штуки только три года назад. (Мысленно вычитаем: сейчас ему 44 года, значит, он их начал изучать, когда ему было за сорок.)
Это запрыгивание с пола в стул, спрыгивание из стула на пол и перепрыгивание из одной фигуры в другую. Янай предупредил, что двое страхующих должны не просто стоять рядом и быть готовыми поймать в случае падения, а уже заранее крепко держать и служить опорой для прыгающего. В данном случае их правильнее называть помощниками.
Янай в очередной раз напомнил, что всё надо повторять много-много раз, прежде чем быть уверенными, что всё получится. Потому что можно три раза хорошо сделать, потом убрать страхующих, позвать фотографа и на его глазах навернуться так, что мало не покажется.
Какие-то совсем безобидные вещи (вроде небольшого подбрасывания в стуле) понравились, но чем дальше, тем больше было беспокойства за себя и других, несмотря на то, что страхующие, они же помощники, всегда держали с двух сторон прыгающего.
Апогеем стало перепрыгивание из стула в ласточку. Если при прыжке в стул я приземляюсь двумя половинками мягкой части тела и более или менее уверен, что не пострадаю, то при прыжке в ласточку в меня на большой скорости должны вонзиться две стопы человека внизу и тут уже небольшое непопадание может стать очень болезненным. Поэтому в процессе прыжка, вместо того чтобы вытянуться в ласточку, я стремительно сжался в комочек, после чего непонятным образом перевернулся в воздухе и приземлился на пол в безопасном месте к удивлению страхующих и Яная.
В общем, первые два дня очень понравились, а третий не испортил впечатление (да и не мог бы испортить).
* * * * *
Первый день
1. Стойка на голове: а) широко расставленные руки, б) широко расставленные руки ладонями наверх, в) очень узко стоящие руки, г) руки дальше, чем голова.
2. Стойка на руках на лодыжках нижнего, нижний упирается в плечи.
3. Стойка на руках на полу: плечи внутрь и наружу (партнер придерживает).
4. Стойка на руках у стены: поставить руки подальше и положить попу на стену.
5. Ноги на коленях, руки на руках: а) переход в ласточку, б) переход в стул, в) переход в колени на стопах.
6. Ноги на коленях -> стопы на голенях (колени нижнего на весу) -> разворот с упором в руки -> обратный лотос.
7. Нижний на полу, ноги согнуты, стопы на полу. Верхний держит угол на руках -> ноги на колени, вытягивание -> перехват за бедра -> верхний садится на плечи -> нижний наклоняется вперед, выпрямляет руки, верхний спускается назад.
8. Переход из ласточки в боковую звезду: нога сгибается и разворачивается, руками держатся, но без веса. Переходы сразу с одного бока на другой.
Второй день (1)
1. Стойка на локтях.
2. Стойка на руках: партнер вытягивает наверх, надавливает вниз, пытается раздвинуть ноги в разные стороны, двигает тело из стороны в сторону.
3. Стойка на руках: а) смотрим на точку на полу, б) смотрим на стену, в) смотрим на свои ноги.
4. Повтор: стойка на руках на лодыжках нижнего, нижний упирается в плечи.
5. Стойка на руках на коленях нижнего, нижний упирается в плечи.
6. Стойка на руках на полу: колени к груди, спина круглая, как будто на кувырок (tuck).
7. Перевороты вперед и назад.
8. Тренируем хват: один двигает рукой, другой сохраняет жесткий контакт.
9. Нижний на полу, руки согнуты, локти прижаты к телу, на руках нижнего верхний делает стойку (tuck).
10. Звезда (нижний держит верхнего под плечи пальцами). Верхний вытягивается, раскрывает плечи. Нижний ставит локти на пол, сгибает ноги и выводит верхнего в стойку на руках.
11. Звезда, у верхнего прямое тело, а) минимум давления в руках, б) отпускаем руки, в) нижний разводит пятки, верхнему не во что опираться (баланс по принципу «палка на ладони»).
12. Верхний в звезде, нижний сгибает и разгибает ноги.
Второй день (2)
1. В башенке опускаться вниз и подниматься наверх: а) согнутые ноги у груди, б) прямые ноги по сторонам. Таз назад не уходит, остается на том же месте.
2. Верхний в лодочке (при заходе держится за лодыжки): нижний сгибает и разгибает ноги, потом крутит из стороны в сторону.
3. Верхний в лодочке, нижний сгибает и разгибает ноги, на подъеме верхний сгибается пополам, на спуске возвращается в лодочку.
4. Нижний в паучке, верхний встает спиной к нему, берутся за руки, вытягивание. Садится на одно плечо. Змеей по плечам переходит в стойку на руках у нижнего на бедрах. Поджимает ноги и встает на пол.
5. То же самое, но в конце не встает на пол, а встает на бедра нижнего и дальше по циклу.
6. Заход на плечи: а) из сидячего положения через ступеньку из локтя, б) с пола сзади.
7. а) Z-lift (верхний упирается руками в плечи, нижний держит руками в бедра), б) переход на одну руку (верхний на боку).
Второй день (3)
1. Башенка с опорой на голову.
2. Улетающая ласточка. Беремся за руки (одна внутри, другая снаружи), разворачиваем одну стопу и переставляем другую ногу, переходим в обратный уголок. Стопы в руки и в улетающую ласточку. Дальше по циклу. (Сделать на одну и на другую сторону.)
3. Динамический заход в улетающую ласточку. Нижний стоит, держится руками за стопы верхнего. Верхний лежит на полу. Нижний опускается на пол, ложится, тянет верхнего за собой, тот отталкивается руками и оказывается в улетающей ласточке.
Третий день
1. В стойке на голове опускать и поднимать прямые ноги.
2. Из стойки на голове выжаться в стойку на руках и мягко опуститься обратно (партнер придерживает).
3. Стойка на руках в течение 30 секунд (партнер придерживает).
4. В стойке на руках десять раз развести ноги в стороны (партнер придерживает за талию) и десять раз увести одну ногу вперед, другую назад (партнер ловит за ноги).
5. Из стойки на руках перейти в tuck и вернуться обратно (партнер придерживает за лодыжки).
6. Заход в стул через стойку на руках. В стуле: а) нижний невысоко подбрасывает верхнего и ловит обратно в стул, б) у нижнего разведены руки, он подбрасывает верхнего и сводит руки (верхний должен прийти почти в стоячее положение), а потом ловит обратно в стул.
7. Запрыгивание в стул (верхний толкается с одной ноги и приземляется в стул), двое страхующих с двух сторон держат за руки.
8. а) Выталкивание со стула вперед, двое страхующих держат за руки. б) Выталкивание со стула назад, двое страхующих. в) Выталкивание со стула вбок (с разворотом на 180 градусов), один страхующий.
9. Выталкивание из улетающей ласточки вперед (у верхнего жесткое тело), двое страхующих держат за руки.
10. Выталкивание из улетающей ласточки с приземлением в лодочку (одна нога прижата к груди), двое страхующих держат за руки.
11. Выталкивание из стула с приземлением в ласточку (ноги нижнего приходят на бедра верхнего), двое страхующих держат за руки.