В 2015-2016 годах издательство МИФ выпустило серию книг, посвященных литературному мастерству. Выбор большей части авторов вызовает сомнения (
Юрген Вольф,
Энн Ламотт). Ни один из них не относиться к топу, так называемых, «гуру» по литературе и сценариям. Но были среди изданных работ и удачные книги, например, Блейк Снайдер «
Спасите котика», автор который как раз входит в семерку мировых «сценарных гуру».
В своей книге Крис Бейти, основатель литературного марафона Нанораймо, рассказывает, как нужно писать роман в 50 тыс. слов во время Нанораймо. В тексте раскрывается в основном организация труда, начиная от кофе и музыки до мотивации и общения с родными. О композиции сказано на паре страниц.
Что такое «Нанораймо» (NaNoWriMo)? - Это коллективный месячник написания романов, когда во всем мире несколько сотен тысяч непрофессиональных авторов пытаются написать роман объемом в 50 тыс. слов за 30 дней. Мероприятие проходит каждый год в ноябре. В качестве платформы для написания используется сайт nanowrimo.org. Победителем считается любой автор, преодолевший планку в 50 тыс. слов. Главный смысл мероприятия заключается во взаимной поддержке.
Нужно отметить, что роман в 50 тыс. слов это минимальный размер для «маленького» романа в англосаксонском книгоиздании, нормальным считается роман в 60-90 тыс. слов.
Проект начался с 29 участников в 1999 году. В последнее время ежегодно участвует 300-400 тыс. человек. При всей такой массовости за эти годы принято к изданию всего чуть более 250 романов. Разберемся, почему?
Первое требование, которое предъявляет Бейти - это отключение «внутреннего редактора». Под «отключением» он подразумевает снижение требований к качеству написания текста.
В контексте сочинения романов это значит, что нужно снизить планку с уровня «бестселлер» до уровня «чтобы читателей не стошнило.
Пищите все подряд. У вас нет идей, нет героев, нет сюжета - прекрасно! По мнению Бейти предварительное планирование, разработка сюжета и героев вредна для написания романа во время Нанораймо.
«Опыт Дженнифер очень характерен для участников NaNoWriMo. Тысячи из них начинают писательский марафон, имея в арсенале массу наработок, копившихся месяцами, а порой и годами. Но выясняется, что они скорее мешают творчеству.
Кажется, что это противоречит здравому смыслу. Однако когда дело доходит до писательства, кропотливая подготовка не всегда приводит к наилучшему итогу. Более того, излишняя подготовка скорее препятствует сочинению романа. Отправляясь в писательское путешествие и вооружившись проработанными характерами героев, их предысторий, сюжетными поворотами, метафорами и мотивами, вы вдруг обнаруживаете, что спонтанный побег в литературные джунгли с бутылкой воды и переменой белья не менее жизнеспособен с точки зрения результата». К. Бейти. Литературный марафон.
Среди других советов Бейти:
Я обнаружил, что если гнаться за количеством, а не за качеством, то, как ни странно, это идет на пользу и тому и другому.
Зрелость переоценивается. Каждый период жизни человека, как я убедился, исполнен своих страстей, необходимостей делать выбор, а это прекрасно подходит для отражения в романе.
Книги, которые я сочинял в двадцать с небольшим, отличаются от написанных мной после тридцати. А эти последние не будут походить на мои творения, созданные в шестьдесят и старше.
Занятость благотворно сказывается на книге… Мораль сей истории такова: черновик лучше всего пишется тогда, когда у человека и без того куча дел. Если в вашем списке миллион дел, добавьте к ним миллион первое - в этом нет ничего страшного.
Типичное для интуитивиста высказывание:
Сюжет приходит сам. С момента первого NaNoWriMo я понял, что можно приступить к роману, просто включив компьютер и начав печатать. Не нужны никакие исследования, полное понимание характеров или планирование сюжета. Просто начать - это уже хорошо. И продолжение работы не требует какого-то исключительного дара романиста. В первый год я начинал без сюжета и героев, а в итоге получился вполне приличный роман с интригой, развитием действия и даже парочкой дополнительных сюжетных линий.
Если проводить со своими героями достаточно времени, то сюжет приходит сам. Создание романа становится своего рода полетами на трапеции: нужно слепо верить в то, что ваши воображение и интуиция окажутся в нужном месте, чтобы поймать вас и забросить дальше под купол цирка.
Есть и хороший совет, не только для написания романов. Выполнение любой задачи должно быть ограничено по времени.
Для написания романов дедлайн особенно необходим, ведь завершение работы обычно дается сложно даже тем, кто твердо знает, что делает. Обычно на создание черновика романа уходят годы блужданий в джунглях главных и побочных сюжетов, второстепенных персонажей, символов и мотивов. Порой это замечательный опыт, но он предполагает тяжелую, кропотливую работу, в ходе которой главы перечеркиваются и переписываются десятки раз
Характерным примером книги, заявленной, как написанной на Нанорайимо, является бестселлер Эрин Моргенштерн «Ночной цирк» (2011). Первая идея сюжета с героями в цирке в качестве второстепенной линии появилась у Моргенштерн в Нанораймо-2007. Эрин развила идею и написала роман во время Нанораймо-2008 году. Разослала его по агентам. Большинство из них отказало, но обратило внимание на волшебную атмосферу. В последующие полтора года Моргенштерн дважды переписала роман. Первоначально внеся только мелкие изменения, во второй раз она полностью изменила сюжет, конфликты и ввела новых главных героев. Новую версию с интересом рассмотрели несколько литагентов. Эрин подписала контракт с одним из них. После чего еще раз внесла изменения в роман после замечаний агента. За этот четвёртый вариант романа, объемом кстати в 100 тыс. слов, издательства устроили аукцион и затем продали более 1 млн. экземпляров.
Возникает вопрос, а какое отношение к этому роману и успеху имеет ежемесячник Нанораймо? - Только появлением первоначальной идеи.
Бейти обращает внимание на редактирование всего в нескольких абзацах. Вот тут и оказывается, что редактировать в наноримо-романе нужно практически все.
«После нескольких черновиков настанет время редактирования отдельных предложений, чтобы ваша проза засияла. На этом уровне существуют ошибки, характерные для романов, написанных за месяц.
Первая из них - это совершенно безжизненная проза. Когда вы будете перечитывать текст, вы, возможно, удивитесь кондовости языка. Описания, сделанные на скорую руку, и нелепый, тяжеловесный диалог - обычные огрехи при слишком быстрой и объемной работе.
При редактировании у вас появляется прекрасная возможность украсить книгу такими языковыми перлами, которые наверняка отсутствовали в первом черновике. В процессе работы старайтесь варьировать длину предложений и оживлять описания. Выискивайте уменьшительные прилагательные и клише типа «глаза, как море, голубые» или «нервы, как стальные канаты…
Диалоги персонажей, вероятно, тоже пострадали от штурмовщины. Как можно пристальнее следите, чтобы язык героев был естествен, реалистичен и достоверен для конкретного персонажа. Я хорошо знаю, что многословие моих героев связано с моим отставанием от графика выработки слов. Изучите содержание диалогов и решите, действительно ли все они необходимы для движения сюжета или раскрытия характеров. Если нет, то перепишите их или уберите.
Еще одна характерная и легко поправимая проблема романов, написанных за месяц, - культурный фон, использованный в книге. При описании времени и места действия романа вы наверняка брали тот материал, который был под рукой во время работы. Например, ваш герой поет песни, которые вы слушали в процессе сочинения, и долго обсуждает фильмы, которые вы только что посмотрели, или книги, которые недавно прочитали». К. Бейти. Литературный марафон.
Получается Нанораймо это упражнение для графоманов, не имеющее никаких практических результатов, под которым понимается изданная книга. То есть, автор пишет некую текстовую заготовку, сознательно наращивает объем текста лишь для того, чтобы после многократного редактирования написать фактически новый роман, причем не за месяц, а за несколько лет.
В итоге
Так как мы выяснили, что Нанораймо - это марафон графоманов, не имеющий практического значения для написания полноценного романа, то книга Криса Бейти, в которой подробно рассказывается, как написать нанораймо-роман, полезна в такой же степени. Но, у Бейти есть одна сверхполезная идея для писателей - устанавливайте себе дедлайн для написания книги и строго его соблюдайте.