Роман «Рыцарь из ниоткуда» вышел в 1996 году. В том же году вышло продолжение «Летающие острова». Обе книги вышли обычным тиражом для того времени в 35 тыс. экземпляров. В следующем году были сделаны допечатки по 25-30 тыс. экземпляров.
«Рыцарь из ниоткуда» -один из самых первых российских романов о попаданце, оказавшемся в фэнтезийном мире. Это конечно не роман, несмотря на повествование от третьего лица и 20 а.л., - это повесть, в которой действует один герой. Никакой полифоничности нет. Важно понимать отличие романа от повести? Для читателя - нет. Для автора - важно, так как полифоничность один из писательских инструментов создания многозначного мира произведения и исследования различных сторон, рассматриваемых идеи и темы.
Романы и весь цикл пользовался огромной популярностью в 1990-годах. По данным фантлаба первый роман переиздавался не менее 16 раз, последний - в 2011 году тиражом в 2 000 экземпляров.
Если попытаться охарактеризовать повести одним словом, то это будет двойственность. Почему? - Смотрите дальше.
Композиция/структура сюжета
Композиция романа представляет повествование от третьего лица с достаточно объемными размышлениями героя. По фабуле первые две части представляют собой командные квесты, в ходе которых герой перемещается в пространстве и побеждает различных противников.
В обеих книгах в экспозиции огромные предыстории на несколько десятков страниц, причем в первой книги эта часть почти не имеет никакого отношения к сюжету.
Собственной цели у Сварога нет, соответственно, нет и мотивации, задания герой получает от внешнего источника. С одной стороны, это порождает «картонность» героя, сюжетные повороты зависят только от авторского произвола; но с другой стороны, Бушкову удается создать увлекательно повествование, так как совершенно не ясно, что произойдет дальше, с каким врагом встретиться герой и как он с ним справится?
Так как основными принципами отбора сцен у Бушкова были неожиданность, спонтанность и оригинальность, то конечно в романе множество «роялей в кустах», - неподготовленных разрешений сюжетных перипетий. В ключевых сценах героя спасают внешние силы, о которых до момента их вмешательства он и не подозревал. Не случайно в финалах обеих книг Сварог сетует, что его опять «использовали в темную».
Главный герой и сеть персонажей
Главный герой вообще лишен мотивации. Из-за этого, не смотря на размышления и эмоции главного героя, он остается «картонным». Что им движет? Упал в волшебный лес - надо выжить? В фильме "Выживший" с Ди Каприо проблему ради чего жить, брошенному в зимнем лесу герою, решили просто - ради мести. Зачем действует Сварог - неизвестно, во всяком случае в первых книгах. Автор намекает нам, что в дальнейшем он будет «объединять» королевства ради «блага других». Откуда у парня испанская грусть? В первых двух книгах герой ведет себя, как обычный постперестроечный обыватель. Правда, Бушков в отличие от нынешних авторов попаданческого жанра-приема не стал превращать его в коллекционера «ништяков». И все же отсутствие мотивации главного героя лишает повесть и героя глубины.
Интересная проблема со второстепенными персонажами. С одной стороны, они описаны яркими и смачными деталями, а с другой стороны они остаются в рамках своей функциональности (силач, вор, умник, девочка-убийца), с одной стороны, автор предоставляет им интересные реплики, а с другой, они почти не взаимодействуют друг с другом, если не считать, что некоторые друг с другом спят.
Главный антагонист отсутствует. Вряд ли можно считать таковым «князя тьмы», который «вроде бы» как «кукловодит» всеми за кулисами, но его цели и цели героя не пересекаются, за отсутствием таковых у героя. Даже ситуативные враги в большинстве своем противники на одну-две сцены. Но, что удается Бушкову, они все оригинальны. Таких врагов редко встретишь в книжках до Бушкова, и даже после него: колона скелетов под командованием «головы сержанта» на ножках, «глаза тьмы», лилипуты с ядерным оружием, хомяки-огородники, огромные говорящие змеи, вампиры-оборотни, всадники на ящерах, пулеметчики, мушкетеры, сумасшедшие короли-маги, истребители, монстры-гипнотизеры и т.д.
Конфликт
Что можно сказать о глобальном конфликте, если его нет? Бушков пишет о борьбе добра и зла, но чем они отличаются из первых двух книг не понятно.
Темы
В своем время Бушкова обвинили в одержимости сексом, мол его герой спит со всеми подряд. Но по сравнению с нынешними попаданцами действительно трахающими все, что движется, Сварог является чуть ли не образцом стойкости.В каждой книге у него одна-две любовницы, правда, по несколько раз. Как обычно, никакого отношения к сюжету эти эротические сцены не имеют. Интересно, откуда вообще наши писатели приключенческой литературы взяли моду запихивать кучу недоэротических сцен в романы, если в западных образцах, на которых они выросли, этого ничего не было.
Писательская техника
В чем проявляется мастерство Бушкова, так это в описаниях и в разработке отдельных сцен и эпизодов. Он расставляет красочные декорации, показывает яркие детали, в результате в воображении читателя возникает яркая живая картинка. Каждый домик, улица, таверна, королевство самобытны и обладают историей, которая отразилась в настоящем для героя времени. Если это таверна, то она когда-то была построена, возможно горела, подкрашивалась, покосилась, неоднократно сменила хозяев и вывески и вот только теперь в нее заходит герой и видит такой, какой она стала.
В итоге
Первых две повести «Сварога» - увлекательные книги в приключенческом жанре «попаданец в фэнтези+стимпак». В повествовании нет напряженности, но оригинальные противники, яркие декорации, неожиданные происшествия могут заинтересовать широкий круг читателей.
Плюсы
- Увлекательное чтение;
- Интересные оригинальные враги;
- Яркие и детализированные декорации.
Минусы
- Отсутствие глобального конфликта;
- Ограниченная функциональность второстепенных персонажей;
- Герой не меняется, у него нет цели и мотивации.
В качестве дополнительного элемента критической статьи традиционно привожу полезные, как мне кажется, замечания (лайфхаки) по рассмотренным книгам:
Лайфхаки для писателя
- Не делать большие вступления с предысторией. Многостраничные описания или диалоги без действия в жанровой литературе не интересны;
- Тайна, как конечная цель обеспечивает неожиданность сюжетных поворотов и позволяет повысить уровень интереса к повествованию;
- Если у героя не мотивации и он не меняется занимательность повествования можно обеспечить оригинальными и неожиданными элементами (сцены, герои);
- Подробные и оригинальные описания деталей окружающего мира позволяют создавать воображении читателя яркую живую картинку;
- Команда героя останется сборищем отдельных персонажей, если не наполнить их взаимоотношения конфликтом, антипатиями, любовью, злостью и другими эмоциями;
- Если герой заполучает девушку в самом начале, то эта сюжетная линия становиться неинтересной.