Флэндри, Доминик Флэндри

Mar 11, 2016 18:25



Современному читателю может показаться, что роман «Мичман Флэндни» относится к жанру традиционного морского приключенческого романа, который мы рассматривали в статье « Сравнительная рецензия на начальные романы приключенческих циклов». Так же, как и в этих романах молодой человек строит свою карьеру в условиях глобального противостояния, на этот раз в космосе будущего. Но на самом деле роман, написанный в 1966 году, относится к другому направлению. Это шпионский роман, которые в 1950-1980-х годах издавали многомиллионными тиражами.

События романа происходят в далеком будущем, когда потомки землян создали межзвездную империю и столкнулись с расой разумных ящеров. Для землян прообразом стала Британская империя, для мерсеян - Советский союз, а общий тип отношений между государствами - Холодная война.

В чем же отличие приключенческого и шпионского романа, тем более, что последний сам происходит из детектива, также в свое время выделившиеся из приключенческого романа?
Первые шпионские романы (1900-1950), как и детективы раскрывали тайны (кто шпион, где спрятан макгафин). Затем романы про разведчиков и шпионов, как и приключенческие и криминальные романы, превратились в триллеры, в которых основной сюжетный вопрос превратился в «А что дальше? Как герой выпутается из ситуации?».  В последующем в этом жанре авторы стали уделять больше внимание политическим или социально-психологическим темам. См. « Рецензия на книгу Богомила Райнова «Черный роман».

В приключенческих романах также использовались детективные приемы, но их герои в основном боролись с врагами в открытую. Важной составной частью морских приключений является взаимоотношения с командой и друзьями, в то время как шпионы - одиночки.

Мичман Флэндри, как и его литературный брат коммандер Джеймс Бонд (впервые появился в 1953) были рыцарями без страха и упрека, могли выведывать тайны, обманывать окружающих и убивать противников без всяких моральных угрызений. Кстати сказать, Флэндри появился раньше Бонда. В 1951 году Пол Андерсон написал два рассказа, в которых капитан Флэндри лихо расправляется с врагами Империи.






Композиция/структура сюжета

Сюжет достаточно прост, неожиданных разворотов сюжета нет. Мичман Флэндри побывает во множестве мест, подружиться со множеством представителей различных инопланетян, завоюет их восхищение, добудет секретную информацию, соблазнит двух красавиц, предотвратит гибель двух народов.

Герой раскрывает тайну, но автор в духе наивного романтизма XIX века не раскрывает читателям эту тайну. Выглядит этак: «Я знаю, что придумали враги, но расскажу вам только тогда, когда мы прибудем на место». В финале мы узнаем эту тайну, которая уже мало на что влияет, так как сюжетная развязка произошла раньше.
Конфликт

Для научной фантастики середины прошлого века характерны были гуманистические общечеловеческие темы, что в конце века темы с одной стороны измельчали, индивидуализировались, но стали ближе к читателям, затрагивая проблемы отдельного человека, семьи.

В роман задан глубокий ценностный конфликт, актуальный для периода Холодной войны. Стоит ли нам бороться с противником в открытую, или же необходимо вести переговоры, хотя мы знаем, что они хотят уничтожить нас. В сюжете этот конфликт ослабляется тем, что основными выразителями противоположных позиций являются второстепенные персонажи. Главный герой сталкивается каждый раз с ситуативными противниками.
Главный герой и сеть персонажей

Главный герой - 19-летний энсин (мичман) Доминик Фладри, идеальный герой любого приключенческого романа 1940-1970-х годов, оцениваемый ныне, как классический «мери сью». Он умен, красив, удачлив, с идеальными моральными принципами, его ценит начальство, восхищаются враги, обожают женщины.

Не смотря на мерисьюшность герой получается объемным, он краснеет, сомневается, влюбляется, боится. А вот второстепенные герои в романе получаются однозначными и неинтересными, что выражается в их функциональной мотивации. Начальник - учит, Бюрократ - мешает, Враг - борется, Женщины - любят. Как опытный писатель, Андерсон придает им объем через отношения с другими персонажами, но за рамки своих функций они не выходят.

Еще одной проблемой в романе является необходимость показа четырёх миров: Земной империи, Империи мерсеян, и двух народов планеты Старкад (подводных и наземных жителей). В принципе, эта задача решаемая, что прекрасно демонстрирует цикл Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» («Игра престолов») с множеством отличающихся королевств и народов. Но у Андерсона роман раза в два тоньше, чем любой из шести томов Мартина. Поэтому не смотря, на наукообразность, эти миры показаны отрывочно, детали не создают реалистичность и достоверность.  В результате короткий роман переусложнен различными аренами (местами событий).


Темы

В духе научной фантастики прошлого века автор большее внимание уделил объяснению выдуманным принципам межзвездных перелетов, что с точки зрения современного читателя кажется излишним, да и не похоже на нынешние модные теории струн, варп-двигателей и подобных «волшебных технологий. Кроме того, такое внимание научному обоснованию отвлекает от сюжетных перипетий.

Интересно, можно увидеть, как изменились социальные нормы по сравнению с 1960-годами. Что тогда являлось не заметной бытовой деталью, сейчас уже не встретишь в книгах. Герой пьет виски или коньяк, курит сигареты или сигары, прекрасные героини прижимаются к его груди.

Характерны образы женщин - Великая феминистская революция еще не победила, поэтому героини, даже если они занимают место правительниц, зависят от поступков главного героя, безответно в него влюбляются.
Писательская техника

В романе, не смотря на недостатки перевода сразу заметен опыт автора. Андерсон не объясняет сеттинг и социальных норм, герои действуют так, как будто все эти необычные детали для читателя, являются обыденными.

Правда, прежде чем начнутся основные события романа, автор предложил целых две вводные главы со второстепенными персонажами. Но как только появляется главный герой, Андерсон без раскачки бросает героя в самое пекло.
Перевод

Про перевод сложно, что-то сказать, так как не с чем сравнить. Иногда встречаются совершенно непонятные предложения.

В итоге

Роман Пола Андерсона «Мичман Флэндри» хороший средний научно-фантастический роман, немного архаичен по литературной технике и затронутым темам.

В качестве дополнительного элемента критической статьи решил ввести полезные, как мне кажется, замечания (лайфхаки)
[лайфхаки]
Лайфхаки для писателя
  • Не делать героя, который не ошибается
  • Не описывать слишком много миров в стандартном по объему романе (максимум - один-три))
  • Лучше, если арен (мест событий) будет меньше, чем если их будет много и все они будут существенно отличающимися по сеттингу
  • Не нужно уделять внимание детальному объяснению функционирования технических устройств. Пусть это останется «технической магией» 
  • Значимые второстепенные герои станут «живыми», если им дать действия и/или размышления, не связанные с главным сюжетом
  • Если необходимо предварительно показать глобальный контекст событий романа, то сократите его до минимума, иначе читатель так и не доберется до начала действия
  • Любовный интерес главного героя должен иметь собственную мотивацию по сюжету
  • Любовный интерес не должен быть влюблен с первой встречи
  • Любовная линия сюжета должна иметь ту же конструкцию, как и основной сюжет (экспозиция, перипетии, кульминация)


писательские лайфхаки, Андерсон

Previous post Next post
Up