Специально для
ne_nai (в комментариях
к посту которой это обсуждалось),
il_ducess и
svetabella: теперь мы точно знаем, у кого из Романовых Шаляпин "заиграл" хрустальный бокал! )))
Это была великая княгиня Мария Георгиевна, жена Георгия Михаиловича.
В ее недавно переизданных воспоминаниях я нашла рассказ об этом эпизоде:
"Однажды Сергей (великий князь Сергей Михайлович, деверь Марии) предложил мне устроить закрытый обед для императора и императрицы в наших апартаментах, поскольку он собирался попросить известного певца Шаляпина спеть для нас. Голос Шаляпина был тогда в расцвете славы и он являлся одним из идолов любившей музыку России.
Их величества приняли приглашение с радостью и после обеда мы все прошли в зал послушать мужской хор. В перерыве явился Шаляпин, улыбаясь и как обычно благодушно заявляя своим низким голосом "Вот и я!". Когда он узнал царя, о чьем присутствии не был предупрежден, то был готов сбежать, Серж вовремя остановил его. В тот вечер Шаляпин пел божественно.
После того как великий бас закончил петь, мы перешли в соседнюю комнату пить чай и император захотел, чтобы ему представили Шаляпина. Они дружески побеседовали, после чего император предложил певцу бокал шампанского и выпил за его здоровье. Шаляпин осушил бокал и положил его в карман, громко пояснив, что собирается сохранить его как сувенир. Это был один из моих любимых бокалов богемского стекла и я никогда не видела его снова".
Шаляпин описал случившееся по-другому:
"Помню такой случай. Закончили программу. Царская семья удалилась в другую комнату, вероятно, выпить шампанского. Через некоторое время великий князь Сергей Михайлович на маленьком серебряном подносе вынес мне шампанское в чудесном стакане венецианского изделия. Остановился передо мной во весь свой большой рост и сказал, держа в руках поднос:
- Шаляпин, мне государь поручил предложить вам стакан шампанского в благодарность за ваше пение, чтобы вы выпили за здоровье его величества.
Я взял стакан, молча выпил содержимое и, чтобы сгладить немного показавшуюся мне неловкость, посмотрел на великого князя, посмотрел на поднос, с которым он стоял в ожидании стакана, и сказал:
- Прошу ваше высочество, передайте государю императору, что Шаляпин на память об этом знаменательном случае стакан взял с собой домой.
Конечно, князю ничего не осталось, как улыбнуться и отнести поднос пустым....
Спустя некоторое время я как-то снова был позван в ложу государя. Одна из великих княгинь, находившаяся в ложе, показывая мне лопнувшие от аплодисментов перчатки, промолвила:
- Видите, до чего вы меня доводите. Вообще вы такой артист, который любит разорять. В прошлый раз вы мне разрознили дюжину венецианских стаканов.
Я опер на грудь голос и ответил:
- Ваше высочество, дюжина эта очень легко восстановится, если к исчезнувшему стакану присоединятся другие одиннадцать...
Великая княгиня очень мило улыбнулась, но остроумия моего не оценила. Стакан оставался у меня горевать в одиночестве".