Золотой храм Кинкакудзи

Jan 25, 2014 23:35


Предыдущая страница:  Гинкакудзи - Дворец горы Хигасияма
Ориентиром на пути к легендарному Золотому храму нам надежно служил огромный иероглиф «Великий», распластавшийся во всю ширину горного холма. Во время религиозных японских праздников он вспыхивает пламенем многочисленных костров, которыми он выложен, и огненное свечение хорошо видно на десятки километров. Загородный храм, дворец, павильон Кинкакудзи расположен на северо-западе Киото, в пригороде Китаяма, у подножия Северной горы. Он сочетает в себе разные художественные стили (аристократический синдэн-дзукури, присущий эпохе Хэйан, самурайский букэ-дзукури эпохи Камакура, китайский павильонный стиль династии Мин) и каноны дзэнской архитектуры, в том числе и садовой. По образцу и подобию роскошных китайских дворцов Кинкакудзи возвышается на маленьком островке среди небольшого озера Кёкоти («Озеро-зеркало»), окруженного декоративным парком.



Золотой павильон Кинкакудзи, Киото

История возникновения Кинкакудзи (Kinkakuji) очень схожа с появлением Серебряного павильона у подножия горы Хигасияма. Третий сёгун династии Асикага, Ёсимицу (1358-1408), дед Ёсимаса Асикага (1436-1490), позже выстроившего Гинкакудзи, приобрел в собственность «клочок земли» под личное загородное поместье. За десять лет здесь вырос целый дворцовый комплекс, жемчужиной которого стал Золотой храм - трехэтажное деревянное строение, стены которого были обильно покрыты золотой фольгой.



Фрагмент Золотого павильона

Каждый этаж имел собственное внутреннее пространство согласно своему индивидуальному назначению: на первом (Зал Влаги Закона) - приемный зал с присущими домам аристократов атрибутами. Сейчас там установлена статуя Будды Амиды, а рядом - самого Ёсимицу. На втором этаже (Зал Чистых Звуков) - комната с ярко выраженным самурайским характером для чайных церемоний, поэтических и музыкальных вечеров. В настоящее время там хранятся статуи богини Каннон и четырех небесных хранителей на зеркальном полу. А третий этаж (Пик Окончательной Пустоты), выдержанный в китайском молитвенном стиле, служил личной молельней Ёсимицу Асикага.





Конек крыши храма Кинкакудзи (12,8 м) венчает золотой феникс. Эта мифическая птица заключает в себе глубокую символику возрождения во всех его гранях, символику циклов: жизнь - смерть, созидание - разрушение. В Китае, религия, культура и традиции которого мощной волной врывались на японский архипелаг, феникс символизировал победу жизни над смертью, духовного начала над материальным.  По преданиям феникс (на Руси - Жар-птица) каждый день вьет себе гнездо на Солнечном дереве, которое выделяет очень много эфирных масел. Утром дерево загорается, и феникс сгорает, а вместо него появляется новый.



Золотой феникс на коньке крыши Кинкакудзи



Устрашающее божество-хранитель от злых духов

Но вернемся к Ёсимицу Асикага. Он давно утратил интерес к делам государственной важности и окончательно обосновался в обожаемой им роскоши сияющего золотом дворца Кинкакудзи. В утренние часы Золотой храм особенно прекрасен: отражаясь в застывшей глади озера Кёкоти, он похож на излучающюю божественное сияние драгоценность. Земной храм как отражение небесного.

Ирис на берегу.
А вот другой - до чего похож! -
Отражение в воде.
(Басё)


Золотой храм



Кёкоти (Озеро-зеркало)

Попасть на остров с Золотым павильоном сёгун мог только на лодке. С этой целью был организован небольшой причал, под которым во время нашей экскурсии по парку ежилась серая цапля, стоя по колено в воде на одной ноге. В Озере-зеркале плавали упитанные карпы, оставляя на иллюзорной поверхности исчезающие борозды.



Лодочная пристань



Серая японская цапля
История Кинкакудзи вдохновила известного японского писателя Юкио Мисиму на создание не менее знаменитого во многих странах рассказа «Золотой храм». Он повествует о жизни одного из монахов буддийского монастыря Рокуондзи, который обезумев от божественной внешней красоты Золотого храма, в жажде навсегда запереть ее в темнице только своей собственной души и одновременно избавиться от золотого наркотика, сжигает павильон до основания, чем «прославляет» свое имя на века. Эти трагические для Золотого храма события произошли в 1950 году, а уже через пять лет Кинкакудзи был полностью восстановлен. Правда, теперь это - лишь идеальная копия, не имеющая исторического налета ушедших веков.



Общий вид на храмовый комплекс Рокуондзи

После смерти сёгуна загородная резиденция Ёсимицу Асикага была передана буддийскому монастырю и получила его посмертное имя - Рокуондзи (Храм Оленьего Парка, официальное название Золотого павильона). Именно в Оленьем Парке в Индии проповедовал Будда Шакьямуни. Попасть в сам Золотой храм сегодня невозможно, и туристам приходится довольствоваться только осмотром территории обширного парка. И там вполне есть, на что посмотреть. Например, на изящные японские сосенки с длинными иголками, растущие на каменистых островках озера Кёкоти - Журавля и Черепахи. Их изогнутые формы напоминают предающихся медитативному созерцанию монахов. Одна из сосен носит название «Парус». В солнечном свете деревца кажутся полными дыхания и воздуха.



Японские сосны на каменных островках



Сосна-«парус»

В тени деревьев приютился старинный чайный домик Сэкка-тэй (Павильон Прекрасной Луны), пол которого устлан бамбуковыми циновками, а на стене, в нише токонома, висит каллиграфический свиток. Подчеркнутая простота чайного домика «на грани бесцветности» таит в себе глубинную красоту, которую можно открыть только в тишине, по крупицам открывая навстречу ей свое сердце.



Чайный домик Сэкка-тэй в Оленьем Парке



Внутренний интерьер Павильона Прекрасной Луны

Буддийских богов довольно часто сопровождают синтоистские божества-хранители. Им посвящены отдельные храмы, алтари которых всегда полны благодарственными дарами. Буддизм и синтоизм испокон веков шествуют в Японии «рука об руку». Пантеон синтоистских божеств, как добрых, так и не очень, от маленьких до великих, огромен. И каждый из них выполняет свою миссию согласно высшим природным законам.



Fudo-do, зал, посвященный Богу Огня



Крыша чайного домика Сэкка-тэй

Ты стоишь нерушимо, сосна!
А сколько монахов отжило здесь,
Сколько вьюнков отцвело...
(Басё)


Старая сосна, Rikushu-no-matsu

Несколько каменных статуй, у которых с трудом можно различить лица и какие-то телесные формы, окружены россыпью монет. Монахи храмового комплекса Рокуондзи довольно предусмотрительно устлали землю вокруг мелкой сеткой: считается, что того, чья брошенная с расстояния 1-йеновая монета попадет в маленькую чашу у ног высеченных на камнях персонажей, ждет счастливое благополучное будущее. Похоже, ожидает оно лишь единиц… Но какой каждодневный доход эта традиция приносит монастырю!



Каменные талисманы счастья в Рокуондзи



Денежное приношение синтоистским божествам

Любой водный источник в саду отражает неумолимо бегущее время. То самое, в которое нельзя одинаково войти дважды. Мощный поток  водопада Драконьи Врата (Рюмон-но Таки) разбивается о подернутые мхом камни и распадается на два потока, которые вновь сходятся в единое целое в чаше ледяного озера. По легенде, карпы, плывущие против течения, преодолев высокий порог, превращаются в драконов. Символически это - Путь ученичества.



Водопад Драконьи Врата (Ryumon-no Taki)
Поздней осенней порой к Золотому храму стекаются толпы туристов, подолгу застревая на смотровой площадке, чтобы запечатлеть чарующие природные картины, которыми когда-то молчаливо любовался сёгун Ёсимицу Асикага. Да и без фотоаппаратов эти великолепные пейзажи навсегда останутся в памяти тех, кому посчастливилось хоть однажды там побывать. Многое ли могут поведать фотографии?..



Золотой Павильон в период «красных кленов»



Пагода Белой Змеи - священного животного богини счастья Бэнтэн

Интересно, что узкий и длинный входной билет в Кинкакузи имеет вид  о-мамори - каллиграфического благожелательного послания с красной печатью. В первом столбце написано: «Больше удачи, да приидет счастье», а во втором - «В семье умиротворение». И адрес: «Киото. Северная гора. Храм Оленьего Парка».







Пора «красных кленов» самое подходящее время для любования природными и рукотворными красотами Японии. И будь то это кварталы больших или маленьких городов или внутреннее сакральное пространство храмовых комплексов, везде ощущается подлинная умиротворяющая гармония на грани совершенства. Японцы испытывают особую врожденную близость к природе, их жизнь строится согласно ритуалам, как Путь к осознанию своей бессмертной души, потому что, согласно их философским концепциям, человек, как и природа, имеет сознание Будды, а значит - совершенен.

Как я завидую тебе!
Ты высшей красоты достигнешь
И упадешь, кленовый лист!
(Сико)










Следующая страница: Рёандзи - Храм миролюбивого дракона
Читать с самого начала:  Вначале была Фудзи

Япония

Previous post Next post
Up