Императорский дворец Госё в Киото

May 02, 2013 02:00


Предыдущая страница:  Сёгунский замок Нидзё в Киото
Национальное достояние Японии - Императорский дворец Госё в Киото - помнит 28 поколений живших в нем императоров вплоть до того момента, когда в 1868 году Мэйдзи избрал своей новой резиденцией и столицей город Эдо, нынешнее Токио. Госё был выстроен в 795 году для императора Каму как небольшой сельский дворец Сато-даири, а резиденцией стал лишь в 1331 году при монархе Когон. Эта одна из древнейших деревянных построек Киото неоднократно подвергалась пожарам, частым для городов того времени, поэтому в современном виде Императорский дворец существует с 1946 года, и на его территорию, в отличие от Императорского дворца Кокё в Токио, можно попасть с экскурсией аж два раза в год: в период цветения сакуры и на Праздник красных кленов. Мы были в нем трижды: и весной, и осенью.



Императорский дворец Госё в Киото

О фигуре японского императора нужно сказать отдельно. Во-первых, его Особа священна, поскольку считается, что император - прямой потомок легендарной Аматэрасу. А потому сам является синтоистским божеством. Во-вторых, император - главный жрец синто, и в этом смысле он должен поддерживать абсолютную чистоту помыслов, деяний и слов, следить за четким и неукоснительным соблюдением ритуалов. Он не касается мирских дел, проводя свою жизнь практически в затворничестве (от всего нечистого) в своем дворце. Его лика не увидеть даже на картинах, поскольку живописать божество никому не дозволено. Когда в Японию пришло искусство фотографии, император Мэйдзи был последним из Двора, кто впервые позировал перед камерой. Но в то время история была уже другой. Императору не пристало не только покидать пределы страны или столицы, но и собственного дворца. В Японии существует давняя традиция, что каждый император провозглашает девиз своего правления как благословение Неба для всей страны. Девиз нынешнего 124-го императора Акихито - «Мир и спокойствие» (Хэйсэй). То есть императорская династия в Японии, берущая начало от солнечной богини, не прерывается в течение 1,5 тысяч лет!

Если правишь
С думой о людях,
Небо с Землею
Вместе прибудут
Веки вечные.
(Мэйдзи, перевод А.Н.Мещерякова)


Императорский дворец Госё в Киото

Территория Императорского дворца Госё обнесена мощной крепостной стеной белого цвета с коричневыми потускневшими бревнами. С каждой из четырех сторон есть ворота, но император по древней китайской науке фэн-шуй пользовался только Южным входом - Кэнрэймон. А для посетителей открыты другие ворота - Когогомон и Сэйсёмон. Аллея вокруг крепостных стен устлана гравием (как в синтоистских храмах), а в окружающем дворец парке высажено множество сосен, магнолий, сакур, кленов, гинкго, листва и цветение которых создают удивительную палитру красок в любое время года.



Ворота Императорского дворца Госё в Киото

Неудивительно, что это знаковое для Киото место используется и как беговой трек для школьников, на занятиях физкультурой по нескольку раз обегающих Императорский дворец по периметру. Интересное приобщение подрастающего поколения одновременно и к спорту, и к истории, чтобы помнили свои корни в каждом моменте. Вход в Императорский дворец Госё расписан для экскурсионных групп строго по времени. Всех запускают в зал ожидания, где на экране можно ознакомиться с тем местом, куда пришли, и увидеть Госё детально, а также купить открытки и буклеты на память.



Зал ожидания перед экскурсией в Госё

После этого огромной интернациональной группой всех приглашают пройти на территорию дворца, причем очень строго следят, чтобы никто не отстал от остальных и не задерживался со съемкой, на которую выделено по 5 минут после непродолжительного рассказа о каждой из достопримечательностей. Дело в том, что Госё - действующая резиденция императорской семьи, поэтому передвижение по его территории строго регламентировано и ограничено. Только в общем потоке. Я же обычно шла после него, и мне удавалось увидеть строения и территорию без многолюдной толпы, но я очень остро чувствовала на себе бдительный взгляд охраны, следующей за экскурсией.



Территория Императорского дворца Госё, Киото

Главный Императорский зал обрамлен различными постройками с раздвижными стенами и бумажными промасленными окнами. О назначении всех строений дворца догадаться нетрудно: это и трапезная, и внутренние покои, и молельня, и залы для церемоний, совещаний и традиционных собраний, и хозяйственные корпуса, и помещения архива. На раздвижных перегородках хорошо сохранились картины с символическими, благоприятными для императора изображениями: пионы, хризантемы, ивы, сосны, сакура, тыгры, драконы, журавли, мотивы из жизни китайских просвещенных.



Одно из строений Императорского дворца Госё, Киото



Раздвижные стены построек на территории Госё



Изображение танцующих журавлей на раздвижных стенах

Поскольку император не покидал покоев дворца, он имел возможность узнавать о жизни в стране и за ее пределами не только от своих подданных, но и по картинам, среди которых ему приходилось жить. Его миссией было воздавать молитвы богам и проводить бесконечные церемонии. В Императорском дворце часто проводились и поэтические турниры, на которых приглашенные поэты слагали стихи на заданные императором темы.



Сакура на фоне Императорского дворца Госё, Киото

Сколько весен под сенью ветвей
Я тоже на вас любовался,
Вишни в дворцовом саду!
Верно, вам грустно глядеть,
Как я постарел в разлуке.
(Фудзивара-но Садаиэ)


Фрагменты построек Императорского дворца Госё



Гербы на коньках крыши с изображением 16-лепестковой хризантемы



Фрагмент Императорского дворца сквозь проем ворот

В 1855 году дворец Госё заново возводили около 1000 мастеров, поскольку сильный пожар превратил его в пепел. В свое время его возрождали такие великие полководцы и политики, как Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу. В его чертах просматривается влияние буддизма и синтоизма, а также китайских канонов архитектуры и изобразительного искусства, проникавших в страну в тот момент.



Павильон в Императорском дворце Госё



Китайские сюжеты на внутренних раздвижных стенах



Играющие тигры в павильоне Госё

Основной зал Императорского дворца, Сисиндэн, скрыт за внутренними оградительными красными стенами с несколькими воротами, в проемы которых можно увидеть главное здание лишь по частям. Фасад обращен в самую благоприятную для императора сторону - на юг, ко входу ведет широкая деревянная лестница, по обе стороны которой растут сакура и померанец. Площадка перед дворцом устлана серым гравием. Внутри Сисиндэн, увенчанный фениксом, располагается императорский трон, но снаружи его не видно.



Основной зал Императорского дворца - Сисиндэн



Померанец перед главным входом в Сисиндэн



Сакура перед главным входом в Сисиндэн

Обойдя Главный зал Сисиндэн с трех возможных для обозрения сторон, мы оказались между фасадами других зданий с деревянными лестницами и верандами, обращенными на восток. Между ними также организован небольшой сухой сад с продольными полосами, а через раздвижные перегородки, охраняемые парой львов, виден второй императорский трон. Ко входу ведет широкая лестница с изящными перилами.



Сухой сад между строениями на территории Госё



Лестница к залу со вторым императорским троном



Второй трон императора, охраняемый львами

Один из дворцов предназначался для хранения императорских регалий, берущих свое начало еще со времен деяний древних богов: священного зеркала, меча и яшмовых подвесок. При коронации императоров всегда соблюдались исторические церемонии и ритуалы и воздавались должные молитвы солнечной богине Аматэрасу.



Постройки Императорского дворца Госё



Фрагмент дворцовых строений в Госё



Лестница к залу со вторым императорским троном

Через массивные ворота оградительной стены мы, между тем, оказались в императорском саду. Он очень живописен и создан по всем законам ландшафтного дизайна. Через небольшой пруд перекинуто несколько разнообразных мостов, как плоских «земных», так и выгнутых «небесных». Причем одна форма мостов плавно перетекает в другую, так же, как и меняется путь человека от земли к небу. Горбатые мостики вместе со своими отражениями в воде создают совершенный круг.



Озеро в Императорском саду Госё



Плоский мост над водой



Горбатый деревянный мост в саду Госё

Если мосты всегда означали переход через пороги, то каменистые или гравиевые дорожки символизировали земной путь человека. Дорожки в саду разные, выложенные из камней разной формы, размеров и фактуры, имеющие свое назначение и ритм. Где-то можно передвигаться быстро, а где-то приходится замедлить ход, чтобы успеть увидеть то главное, что сокрыто в этой части сада.



Мост через озеро из цельного камня



Дорожка из камней в Дворцовом саду Госё

На обязательных в японских садах островах Журавля и Черепахи (символы долголетия) растут причудливо изогнутые низкорослые сосны, обрамляющие своими смолистыми ветвями каменные фонари.



Каменный фонарь на одном из островков



Изогнутый мост через ручей в саду Госё

На территории сада много сакур и кленов, чтобы царская чета имела все возможности созерцания гармонии и красоты в любое время года. С этой целью на насыпном острове был выстроен Чайный домик и специальный павильон, в котором император мог укрыться от летнего зноя.

На высокой насыпи - сосны,
А меж ними вишни видны и дворец
В глубине цветущих деревьев…
(Басё)


Островок среди озера



Мост над озером в Императорском саду

Прекрасно ухоженный сад выглядел более, чем идеально, ни одного лишнего листа на зеленом мху, ни одной сосновой иголки на камнях, ни одного опавшего цветочного лепестка. И в этом мне показалась какая-то натянутая искусственность, безупречная работа садовника здесь проговаривала больше, чем природная естественность. А может, нас было слишком много, чтобы почувствовать всю поэтику окружающего нас пейзажа, который для ограниченной жизни императора являлся настоящей моделью абсолютного космоса, райскими кущами Аматэрасу и обиталищем божеств, которым каждый день он неизменно воздает свои молитвы.



Императорский сад Госё, Киото



Красные клены в саду Императорского дворца Госё

Следующая страница:  Токио - «Восточная столица»
Читать с самого начала:  Вначале была Фудзи

Япония

Previous post Next post
Up