Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
Фауст. Гете
(
начало)
Я вижу еще один важный момент в ВВС экранизации, отличающий ее в художественном смысле в положительную сторону. Английская элита ненавидит и презирает русское. Аксиоматически, нутряно и традиционно. Это длится уже века и стало частью культурного кода британской аристократии. Причем они презирают особым образом, который Толкиен метафорично показал в отношении эльфов к оркам. Самая сущность русской культуры вызывает у англичан глубокие неприязненные чувства, и чем что-то русское талантливее, тем сильнее будет потаенная злоба. Парадоксально, но именно эта страсть, на мой взгляд, наполняет английский фильм жизненной энергией.
Сериал BBC. Война и мир (2016). Сцена с завещанием. Толкиен вспоминается и действие кольца Всевластья
Толстой и сам относился к русской аристократии сложно, и не сказать, что хорошо. У англосаксов же последняя вызывала чувство слабо скрываемого омерзения. В итоге одно отношение накладывается на другое, становясь по направлению когерентным, чем невольно реализуется замысел автора романа. У Бондарчука же высшее общество выглядит «картонным», и «плохим» не сущностно, а просто потому, что так в тексте романа. Страсти нет. Узнавания нет. Отношения. Зато много «рафине» поверх омертвленного текста. И я не могу отделаться от ощущения, что плохой «высший свет» советскому режиссеру милее «хорошего» народа.
Война и мир. Бондарчук. (1966). Режиссерский хэйтэндлав.
Сериал BBC. Война и мир (2016). Сцена для сравнения, где все ясно.
У ВВС же не так, там уж скорее форма приносится в жертву содержанию. В итоге в сериале есть жизнь в борьбе с «русским», есть личностное отношение и к тексту, и к содержимому. Причем временами «русское», в лице Толстого, все равно умудряется переигрывать ВВС. Например, BBC показало, что Пьера, что Андрея классическими западниками, выведя образы во вполне, на первый взгляд, позитивном ключе. Но из-под этого вдруг проступает Толстовский ужас от складывающейся в России ситуации, где один «прогрессивный» персонаж инфантильное недоразумение, а другой - духлесс одержимый тягой к смерти. В результате вместо противопоставления хороших - плохим, возникает ощущение наползающей извне «тьмы», делать что с которой совершенно непонятно. Не думаю, что ВВС так и видели коллизию романа. Скорее, как мне кажется, они хотели свести происходящее к привычному шаблону: прогрессивные западники и мерзкие варвары, переодевшиеся людьми. Хотя, конечно, по одной серии рано судить об авторском замысле.
Сериал BBC. Война и мир (2016). Пьер и Андрей говорят о будущем
Война и мир. Бондарчук. (1966). Пьер и Андрей говорят о будущем.
Много было разговоров, о всевозможных несуразицах. Мол, костюм не того времени, молния у Наташи на платье, и так далее. Но, во-первых, а почему популярному коммерческому сериалу необходима строгая историческая достоверность? А у нас «Гамлет», «Шерлок Холмс» или «Айвенго» достоверны? Ну а во-вторых, у самого Толстого все ли исторически достоверно? Да и насколько в принципе нужна историческая достоверность в деталях? «Война и мир» - роман, а не научная монография. А вот настроенчески, и в нюансировках у англичан получилось, как я уже писал, очень хорошо. И что такое аристократический кутеж они знают не по справочникам, и чем развращенность высшего света отличается от развращенности бывших фарцовщиков и детей партфункционеров - понимают прекрасно.
Сериал BBC. Война и мир (2016). Золотая молодежь гуляет
Сериал BBC. Война и мир (2016). Трудное пробуждение Пьера
Война и мир. Бондарчук. (1966). Золотая молодежь гуляет
Поэтому перейдем наконец-то к сцене «инцеста». Хрень полная. Думаю, фрагмент умышленно вставлен для вирусной рекламы. Причем сначала в смысле, что инцест - есть, а потом, для споров на тему, он все же был или нет. Ну а фактически - все более или менее в рамках нормы. Для кого-то и танго верх разврата и распущенности, а тут - развращенная аристократическая золотая молодежь. Вот кабы не скандал, так я бы сцену эту, вообще, пропустил. И тот, кто ожидает увидеть повторения «Игр престолов», увы, - разочаруется. Зато у ВВС получилось, в том числе и с помощью этой сцены, показать распад и разложение русской элиты очень убедительно и достоверно. Зерна зла, что приведут к краху империи век спустя, продемонстрированы пугающе узнаваемо.
Сериал BBC. Война и мир (2016). Брат и сестра обсуждают будущее. Курагин лежит в сапогах сразу после конной прогулки.
В общем, с интересом буду смотреть дальше. Для сравнения глянул еще вариант европейского совместно с нами сериала 2007 года. Вот его - выключил минут через двадцать. Снято словно школьная хрестоматия для сдачи ЕГЭ по литературе. То есть, нечто, похожее на «форму» - есть, и какого цвета платье у Наташи Ростовой разглядеть можно, а смысловое содержание романа особо никого и не интересует.
Сериал ЕС + РФ. Война и мир (2007)
Сериал ЕС + РФ. Война и мир (2007)
Как резюме. У ВВС получилась и форма, и содержание, и главное, - ожившая, наполненная, благодаря ненависти к русскому, энергией и смыслами, картинка. В результате сериал трогает, вызывает эмоциональный отклик, причем активный, хочется спорить и перечитывать роман. Хотя, безусловно, сериал ВВС - это не взгляд Толстого на мир, это взгляд англичан на русский мир, пропущенный через призму романа. Толстой смотрел на мир с любовью и искал пути, как его спасти. Англичане же изучают русский мир с обратной задачей, чтоб уже когда надо будет - додавить эту гадину наконец-то.
Сериал BBC. Война и мир (2016). Русские гусары в атаке.
Сериал BBC. Война и мир (2016).
Посмотрим, что будет дальше. Но в любом случае авторы обоих сериалов однозначно смотрели версию Бондарчука, и если смотреть параллельно, то видно как идеи из экранизации 1966 года раз за разом повторяются. Причем, как мне кажется, это именно Бондарчуковские образы, а не Толстовские. Поэтому наш фильм и стал классикой кино, а эти сериалы - маскульт. Кстати, авторы сериала 2007 года, смотрели не только «Войну и мир», но и судя
по образу Кутузова - «Гусарскую балладу»:
Сериал ЕС + РФ. Война и мир (2007).
Кутузов не был одноглазым, и повязки не носил.