Записки Филипка

Jun 25, 2015 10:08




Н.П. Богданов-Бельский «Воскресное чтение в сельской школе», 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.
Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
куда ты, Филипок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не
ходи,- и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец
еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу.
Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало
Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать
шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Л. Н. Толстой. Филипок

Вот хочется снять шляпу перед теми, кто способен самостоятельно обучаться. Я же в очередной раз утыкаюсь в то, что попытка полноценно освоить новую для меня область знаний, без базового по ней образования, превращается в путешествие по ленте Мебиуса: то есть процесс бесконечный, с незаметным, повторяющимся переходом от ощущения понимания, к ощущению непонимания. Вообще изучать что-то без базового образования, это как строить без фундамента, оно конечно можно, но как-то ненадежно, да даже и в палатке комфортнее, когда она стоит на поддоне.

В общем, ну прочел я с десяток книг по теме архаических мифов. И чего? Можно читать по новой. Нет, кругозор я, безусловно, расширил, но это, верно, наибольшее мое достижение. А ведь не просто читал: и источники выбрал первичные, и тезисные конспекты сделал, и цитаты по темам подобрал, ну вот все почти как Умберто Эко учил. Ну разве что не на карточках, а в файлах. Теперь вот смотрю на это все, и понимаю что как у Высоцкого:

В душе моей - все цели без дороги, -
Поройтесь в ней - и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги, -
А остальное - Франция, Париж…

Только не «Франция, Париж», а какой-то «белый шум». В общем, можно начинать заново. Ну и чтобы попытаться в третий раз перечитать это с большим эффектом, попробую сформулировать основные проблемы:

1. Проблема в том, что когда читаешь академическую литературу без базового образования, то в результате и первого, и второго, а в моем случае и третьего прочтения ты получаешь лишь иллюзию понимания. Сейчас смотрю первоначальные выписки и вижу, что очень мало понял после первого прочтения. А из того, что понял - половину забыл.



Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы», 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2. Помогут ли тут конспекты и выписки? Едва ли. Вот что может законспектировать человек без понимания содержимого? Да что угодно! Перечитываешь "конспекты" и понимаешь, что проще сделать новый. Но ведь это как-то неправильно? Ведь можно же наверное более эффективно читать. Но как?

3. Еще сложнее все получается, когда работаешь одновременно с несколькими источниками. Моментально забываешь, что и где читал, куда о чем выписывал. Ну а с ростом количества записей, найти нужную информацию в конспектах становится сложнее, чем заново в тексте. Благо, что в компьюетере есть полнотекстовый поиск, с которым зная что ищешь, делать это просто.

4. Но и это не самая большая проблема. Все таки если аккуратно и систематично работать с источником, то проблем будет меньше. А вот что делать в ситуации, когда источники друг друга оспаривают? В одном источнике ты находишь утверждение "А", в другом "Б", из "А" и "Б" совершенно логично вытекает "С". Но, увы, если источник "А" оспаривает идеи из "Б", то можно ли "А" и "Б" объединять в одном построении? Может можно, может - нет, зависит о контекста, который без базового образования ни хрена не чувствуешь. И что с этим делать вообще непонятно?

5. А как быть с не «академическими» источниками вроде Дж.Даймона или Д.Герберта? В них часто встречаются очень интересные мысли, приводятся факты, обращается внимание читателя на феномены, но там же и огромное количество «мусора», вроде “натягивания совы на глобус” в попытке подверстать все под единую причину всего, или просто использования «общеизвестных» фактов, уже опровергнутых. Что, кстати, происходит у не «академических» часто по причине, упомянутой в п.4. И что с этим делать? Невозможно же все держать в голове...

Ну и так далее. И как быть дальше? Читать курс по историографии? А как его выбрать? А как быть с экономикой? Географией? Антропологией? Физиологией? Психологией? Кстати, чтобы работать с источниками я курс по библиографии уже прочел. Не без пользы, но опять таки, мало чего сейчас уже вспомню из него.



Н.П. Богданов-Бельский «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского.», 1895. ГТГ, Москва
Мозгам явно не хватает слота расширения с хотя бы простенькой реляционной базой данных. Тадам, и из непонятно каких глубин всплывают знания из базового образования, и таки я понимаю как и что можно сделать. А главное, что нельзя. А уж скоро двадцать лет будет, как я на этом всем крест поставил. Вот она сила классического образования. Но вот как без оного самообразовываться пока малопонятно.

Такая вот фигня.

Культпросвет, Живопись, Культурный контекст, Я, Мысли

Previous post Next post
Up