eTango #49. О музыкальности. Как ее развивать практически

Nov 27, 2012 13:22

Если в начале поста «про объятие», заменить «объятие», на «музыкальность», то суть ерничания практически не изменится. Все та же эзотеричность терминов и практик, недоступная для среднего ума сельского спортсмена. И хотя последнее время не слежу за модными трендами, но еще недавно все фесты и мастер классы пестрели уроками на музыкальность (особенно, почему-то веселит когда изучается музыкальность, например, болео).
Вполне допускаю, что есть прекрасные уроки на эту тему, но мне, видимо, - хронически не везет. И обычно после уроков на музыкальность у меня депрессия и чувство крайней собственной неполноценности. Да, я тупой не могу отхлопать не основной ритм, не понимаю на слух какая доля первая и не могу вычленять слабую, а уж про кватруны и четверти - просто молчу... А там много еще чего, одни каденции чего стоят, с синкопами. В общем: сходи на урок по музыкальности - почувствуй себя ничтожеством!
Но я пытался бороться с собственным невежеством и убогостью. Даже потратил какое-то время на изучение основ музыкальной грамоты для спортсменов разрядников для чайников, ну и в целом пробовал разобраться как оно работает:

image Click to view

Оказалось, что это более чем любопытно, логично, понятно и довольно интересно. Жалко, детали в голове не задержались ни одного лишнего дня, бо путей практического применения приобретенных навыков не обнаружил...


Но вернемся к танцевальной музыкальности. Как бы там ни было, последствия посещения мастер классов - не повод ставить крест на развитии собственной музыкальности. В свое время, Хуан, как музыкант, начав объяснять про музыкальность в музыкальной же лексике, по моему остекленевшему взгляду быстро понял всю бесперспективность подобного пути, перешел на более образный язык тапок, жизненных аналогий и прочих бытовых ухищрений. И случилось чудо. Все что нужно для удовольствия от музыки, оказалось довольно просто, и даже интуитивно понятно. О базовых ритмически рисунках в Хуановской нотации писал ранее ( танго, вальс, милонга), ровно как и о его же идее музыкальности в общем. В этом же посте хочу написать о практических упражнениях, которые позволяют даже дебилам любому развивать музыкальность своего танца.
  1. Учитесь слушать музыку. Это тренируемый навык, как умение читать, писать или готовить капучино. Но не просто слушать, а слушать с активно. Например, уметь распознавать подписи оркестров, или научиться находить в мелодии момент смены ритмического рисунка, или выделять отдельный инструмент и слушать только его. Еще можно рисовать мелодию, например как биржевой график. Детали не важны, важно перестать воспринимать музыку фоном, а выстроить цепь музыка - восприятие - реакция
  2. Учитесь выделять ритм. Для этого вовсе не нужно специальное образование, все и так это умеют, барабаня оный например по рулю, или по краю стола. Просто научитесь барабанить его «всем», например двигая ушами, или напрягая мышцы правой руки. Не важно чем, важно, чтоб появился навык отражения ритма. Делайте это как можно чаще. Практикуйтесь и не волнуйтесь, этот навык есть у всех. Бо у кого не было, не пережили зарю человечества, будучи затоптаны мамонтами и прочими шерстистыми носорогами во время групповых охот.
  3. Учитесь выделять мелодию. И опять же все это умеют, бо ла-ла-ла с на-на-на это и есть выделение мелодии. Сначала просто пойте, но обязательно вслух. Когда получится это делать на автомате, добавьте к пению какие-то движения связанные с музыкой: дирижируйте, качайтесь, да что угодно, лишь бы тело привыкало следовать за мелодией, но продолжайте петь
  4. Научитесь находить "фразы" в музыке. Это просто. Достаточно представить, что вам надо вырезать из мелодии фрагмент, чтоб вставить его как рингтон в айФон. Вот то, что получится - и будет фрагмент между двумя паузами. Причем стоит поучиться делать короткие и длинные «рингтоны», это очень потом пригодиться в танце
  5. Научитесь выделять ритмические рисунке в музыке. Ссылки на базовые варианты я давал выше, но танго жеж - богаче. Вот например иногда пацаны слушая, к примеру, либертанго, начинают смутно подозревать, что что-то там не так. Таки да, не так, этот ритмический рисунок называется компэра и есть в нем свои особенности. И вообще, если слушать правильных пацанов, а не всяких склифасовских (смотри приложение в конце), то жизнь сильно проще и понятнее становится. Но вернемся с упражнениям. Выделив ритмический рисунок, шагайте четко "в компас", при этом, по началу, обязательно считайте такты вслух, лучше - если громко.
  6. Научитесь шагать в разном ритме, причем шагать в несколько раз медленнее, даже полезнее, чем шагать быстрее. Опять же делайте не абы как, но давая себе однозначную команду: компас только на сильную долю, компас только на первую долю, удвоения, шаги в слабую долю. Это не просто поначалу, точнее не сразу все получается, но вы прост идете считаете, и как начинает получаться одно, переходите к другому. Мне хватило пол года такой самостоятельной маршировки на практике, чтоб начать автоматически реагировать на ритм телом.
  7. Ну и наверно можно считать базовый курс по музыкальности успешно пройденным если у вас будет получаться следующее упражнение: в паре по очереди сначала партнер напевает «рингтон» из п.4 в виде ла-ла-ла-на-на-на и под него танцует. Причем важно, кроме самой мелодии тут еще возникает и ритм (ла-ла-ла), и танцевать надо не под то что играет из колонок, а под то, что и как вы напеваете. После того как фрагмент спет, возникает пауза, которую подхватывает партнерша и поет свой «рингтон», и опять же партнер танцует, под него, а не под музыку. Ну и так далее.
Правда все описанное, это больше путь мальчиков, как там у девочек - пока не знаю. Но если мальчики осилят эти не сложные упражнения, то через полгода как-то само собой оно станет музыкально танцеваться. Проверял. Что, конечно, не отменяет классический путь: через голову и мастер классы с кватрунами. Как-то так
PS Как узнаю, что такое - "музыкальное болео", то обязательно поделюсь.

Примечание. Почему важно слушать правильных пацанов, а не Склифасовских:

Не покупайтесь на бренды и непонятные слова. Танго это танец правильных пацанов. И это не только мое мнение, но и Carlos Gavito:

image Click to view


Перевел с ненашего, как смог El Cerdo Bailarín, за что ему большой респект от пацанов с нашего раёна:

[Всякая лексика, расширяющая пространство до гильбертова]
Пацаны, я должен сказать за важную тему!
Я тут зашел в интернет. И что я там вижу - гнилые базары за танго! Тот сказал, это сказал, Борхес сказал, Кортасар сказал, Вася с бугра сказал...
Бля!
Бля, бля, бля!!

Секите пацаны: Я милонгеро, я танцую и учу танцевать по понятиям! Я не доцент какой, не бумагомарашка и не склифосовский!
Я танцую и преподаю танго. И вы пацаны, если думаете чтоб танцевать танго вам нужно становиться пиздаболом-философом или склифосовским или ещё кем - вы гоните беса.
Тут учат чотко танцевать танго а не пиздеть!
Да кто такие внатуре Кортасар и Борхес? Чо они там говорили? Меня это ни на столечко не ебёт! Дошло? Да, как танцору мне западло их читать. Я вам сечас покажу реальное танго!

еТанго

Previous post Next post
Up