Не может быть некое искусственное образование незаменимым. Детский сад - ответ на необходимость решить проблему детской безнадзорности в то время, как взрослые заняты работой. Ему всего сто лет, с чего бы он стал незаменимым? Изменится общество, и отомрет необходимость в детском саду. Т.к. я вижу в нем как минимум один недостаток - это сформированность групп по возрасту. Да, Вы говорите о том, что у сверстников примерно одинаковые представления о мире. Одинаковые, да не одни всё равно, ну если не жить в саду (то, что Вы говорите об одинаковом опыте, возможно при длительном пребывании в саду и отдает детдомом, честно говоря). Так вот, опыт всё равно не идентичен, а возможности расширить свой опыт как раз на ту самую зону ближайшего развития естественным образом за счет контакта с детьми немного старше - нет. Да и игра становится богаче именно в разновозрастной группе, когда не взрослый заводит игру и задает правила (я имею в виду не только символическую и ролевую, но и в том числе так называемые игры по правилам, будь то колечко-
( ... )
Я наукой не занимаюсь. И могу рассказать не о собственном эксперименте, а о тех, о которых знаю. И я работал воспитателем в одной и другой ситуации. Видел детей, участвующих в играх в качестве брёвнышек. А кто из нас правее, может показать лишь сравнительный эксперимент. Да и потом, то, что ребёнок Ваш был на год младше некоторых из детей, существенной разницы в конкретном случае может не играть. В одновозрастной группе разброс по возрасту и способностям довольно ощутим.
Знаете, как из детских садов потихоньку игру вытеснили? Рассказать? Это была долгая и кропотливая работа, достойная самых продвинутых агентов ЦРУ. Допускаю даже, что действующие лица этой истории действительно имели отношение к этому ведомству...
*не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*mria_tsOctober 31 2015, 16:41:46 UTC
Э... не может? А чем тогда я занималась в своем детстве во дворе (с 4-х до 12-ти?). У нас компания была детей 10-15, возраст разный, в основном в пределах 2-3летней разницы, но несколько человек были как и старше лет на 5, так и младше, причем потихоньку происходила как смена состава (старшие уходили, младшие появлялись), так и разделение по более однородным группам (чтобы разница не была совсем фатальной), но никогда полной однородности не возникало. И ведь как раз была та самая пресловутая свободная игра.
Re: *не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*mria_tsNovember 1 2015, 17:06:14 UTC
Я согласна,что если ребенок не держит правила, то его не принимают в игру. Но это как раз стимул для младших научится удерживаться в рамках правил.
О разновозрастных коллективах - я уверена, что можно организовать разновозрастный коллектив вокруг полезной деятельности (реально полезной) во главе с хорошо соображающим увлеченным детьми и деятельностью взрослым, и если взрослый сумеет разбить деятельности на такие подзадачи, которые вызывают интерес у разных возрастов и эти подзадачи реально для разного уровня способностей - то будет весьма высокая эффективность данного коллектива в деле обучения (гораздо выше школьной).
Re: *не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*dz0rinNovember 1 2015, 17:32:59 UTC
"Я согласна,что если ребенок не держит правила, то его не принимают в игру. Но это как раз стимул для младших научится удерживаться в рамках правил
( ... )
Re: *не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*mria_tsNovember 1 2015, 18:24:21 UTC
Знаете, пойти в другой двор дошкольнику обычно проблема: взрослые требуют гулять под окнами. И потом я придерживаюсь мнения, что если в коллективе есть ответственный взрослый, то именно его прерогатива отвечать за психологический комфорт каждого ребенка. (Это не значит что детей нельзя фрустрировать - это значит отслеживать, чтобы уровень фрустрации был таков, что ребенок мог его преодолеть) Да мне без разницы с какой школой сравнивать. У меня основная претензия к школе - то, что для большинства детей она дает ответы на те вопросы, которые ребенок еще не задавал.
Re: *не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*dz0rinNovember 1 2015, 18:48:19 UTC
Вообще-то, с дошколятами родители обычно тоже выходят во двор. А лет с 6-и, когда со всеми уже перезнакомились, тогда гуляют одни. Только уследить за ребёнком из окна возможности нет, увлечётся и нет его уже минут через 5..:) Пообещает, что никуда. И в следующий раз - опять нет его. В случае, когда во дворах, конечно, жизнь кипит... Ответственности со взрослого, гуляющего с детьми во дворе, я не снимаю.
"У меня основная претензия к школе - то, что для большинства детей она дает ответы на те вопросы, которые ребенок еще не задавал."
Допустим, для меня это так же важно. Тогда, если можно, пожалуйста, объясните, какие преимущества у разновозрастного коллектива в этом смысле по сравнению с одновозрастным? Вы работали и с тем составом, и с другим, сравнивали? Или кто-то из коллег?
Re: *не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*mria_tsNovember 1 2015, 19:09:15 UTC
Ну разновозрастный коллектив я имею под рукой - я сама мама 4-х детей, подруги у меня тоже многодетные. То есть что такое коллективы из 8-10 детей разного возраста в одном месте наблюдалось. Преимущество вижу в том, что меньше конкуренции, выстраивается приличная иерархическая структура. Проблему вижу в том, что зачастую взрослому не хватает творческих способностей дать детям задания, адекватные их возрасту.
Re: *не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*dz0rinNovember 1 2015, 19:35:17 UTC
"Ну разновозрастный коллектив я имею под рукой"
А одновозрастный?!.. Сравнивали лично?.. Или дело в основном в вашей вере в возможности такого коллектива? Вера - великая сила. И только с верой можно достигать результата, даже в сравнительно более сложной ситуации...
А в чём принципиальное преимущество выстроенной иерархической структуры перед ситуацией, когда она жёстко не определена, и в различных ситуациях, особенно в новых, никто из детей не предполагает, кто именно первым даст какую-то идею, гипотезу в решении проблемной ситуации и т.д., в силу того, хотя бы, что разница в возрасте более 2-3 лет между детьми отсутствует и силы душевно-интеллектуальные примерно близкие? Что в течение 6-8 недель им придётся уже в средней группе научиться всем премудростям конфликтологии? И почему сотрудничество на равных в разновозрастном коллективе более возможно, по сравнению с разновозрастным?
Re: *не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним*mria_tsNovember 1 2015, 20:52:36 UTC
*А одновозрастный?!.. Сравнивали лично?.. * Ну одновозрастных в школе наглотались по уши. *А в чём принципиальное преимущество выстроенной иерархической структуры перед ситуацией, когда она жёстко не определена* Человек существо иерархическое, это в диадах он может общаться на равных, а в любом коллективе нужен порядок клевания, чтобы дело не стопорилось. У меня вот уже 2 попытки организовать внеиерархический деловой коллектив, причем из взрослых. Одной 5 лет, другой чуть менее года. В результате в 1 случае большинство просто делегировало ответственность (причем принципиальная возможность перейти к внеирархическому построению пока сохраняется, но не используется), а во 2-м случае попытки согласований привели к уполовиниванию народа и как дальше будет развиваться - посмотрим. *почему сотрудничество на равных в разновозрастном коллективе более возможно, по сравнению с разновозрастным?* Не на равных, а без тупой конкуренции. Каждый вкладывает столько, сколько способен.
Вы не видели, наверное, детской игры, например.mria_tsNovember 2 2015, 02:38:55 UTC
Насчет не видела - это Вы круто загнули. Не только видела, но и участвовала. У нас с братом было целая огроменная доска, на которой мы вылепливали пластилиновых человечков, город и далее разыгрывали целый мир. У себя дома из своих зверей я с подружками устраивала розыгрыши всяческих историй, помню как в 4-м классе меня долго мучили темы рабовладения, крепостничество и мы это отыгрывали. Дети мои тоже вполне так спокойно играли/играют. У меня возникает впечатление, что Вы считаете, что игра может быть организованна и ей возможно обучить, я же предерживаюсь позиции, что игра спонтанна и возникает, когда есть для нее условия: безопасность в привязанности и материал для игры.
Re: Вы не видели, наверное, детской игры, например.dz0rinNovember 2 2015, 07:33:48 UTC
Игра не просто спонтанна. Это сугубо интимный процесс, войти в который взрослому с его представлениями (чтобы "на равных" попытаться поучаствовать) уже не представляется возможным (хотя, если коллективчик жидковат - вообще-то придётся; однако, в этой ситуации он всё-равно рискует навязать детям штампы...). Он может всё это только осторожно подсмотреть, и поинтересоваться. Если его искренне заинтересованные вопросы помогают детям получать всё новый импульс для того чтобы увидеть ещё раз нечто, чего они не замечали в жизни, на что не обратили внимания, скажем, на одной из экскурсий, которая послужила поводом для игры..., о_о, тогда они будут их ждать, они будут тянуть взрослого в игру вовсе не для того чтобы он с ними там подружкой посидел, а будут кричать: Дмитрий Геннадьевич..., а вы щас к ним..., хорошо, но после них сразу к нам приходите - СПРОСИТЕ НАС!.. ... А потом идут - и смотрят, изучают, как всё устроено на самом деле (или просят, чтобы всем вместе туда сходить на экскурсию - и мы идём, это и в моих планах тоже :) и думают, а
( ... )
Reply
Знаете, как из детских садов потихоньку игру вытеснили? Рассказать? Это была долгая и кропотливая работа, достойная самых продвинутых агентов ЦРУ. Допускаю даже, что действующие лица этой истории действительно имели отношение к этому ведомству...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
О разновозрастных коллективах - я уверена, что можно организовать разновозрастный коллектив вокруг полезной деятельности (реально полезной) во главе с хорошо соображающим увлеченным детьми и деятельностью взрослым, и если взрослый сумеет разбить деятельности на такие подзадачи, которые вызывают интерес у разных возрастов и эти подзадачи реально для разного уровня способностей - то будет весьма высокая эффективность данного коллектива в деле обучения (гораздо выше школьной).
Reply
Reply
И потом я придерживаюсь мнения, что если в коллективе есть ответственный взрослый, то именно его прерогатива отвечать за психологический комфорт каждого ребенка. (Это не значит что детей нельзя фрустрировать - это значит отслеживать, чтобы уровень фрустрации был таков, что ребенок мог его преодолеть)
Да мне без разницы с какой школой сравнивать. У меня основная претензия к школе - то, что для большинства детей она дает ответы на те вопросы, которые ребенок еще не задавал.
Reply
Ответственности со взрослого, гуляющего с детьми во дворе, я не снимаю.
"У меня основная претензия к школе - то, что для большинства детей она дает ответы на те вопросы, которые ребенок еще не задавал."
Допустим, для меня это так же важно. Тогда, если можно, пожалуйста, объясните, какие преимущества у разновозрастного коллектива в этом смысле по сравнению с одновозрастным? Вы работали и с тем составом, и с другим, сравнивали? Или кто-то из коллег?
Reply
Reply
А одновозрастный?!.. Сравнивали лично?..
Или дело в основном в вашей вере в возможности такого коллектива? Вера - великая сила. И только с верой можно достигать результата, даже в сравнительно более сложной ситуации...
А в чём принципиальное преимущество выстроенной иерархической структуры перед ситуацией, когда она жёстко не определена, и в различных ситуациях, особенно в новых, никто из детей не предполагает, кто именно первым даст какую-то идею, гипотезу в решении проблемной ситуации и т.д., в силу того, хотя бы, что разница в возрасте более 2-3 лет между детьми отсутствует и силы душевно-интеллектуальные примерно близкие? Что в течение 6-8 недель им придётся уже в средней группе научиться всем премудростям конфликтологии? И почему сотрудничество на равных в разновозрастном коллективе более возможно, по сравнению с разновозрастным?
Reply
*А в чём принципиальное преимущество выстроенной иерархической структуры перед ситуацией, когда она жёстко не определена* Человек существо иерархическое, это в диадах он может общаться на равных, а в любом коллективе нужен порядок клевания, чтобы дело не стопорилось. У меня вот уже 2 попытки организовать внеиерархический деловой коллектив, причем из взрослых. Одной 5 лет, другой чуть менее года. В результате в 1 случае большинство просто делегировало ответственность (причем принципиальная возможность перейти к внеирархическому построению пока сохраняется, но не используется), а во 2-м случае попытки согласований привели к уполовиниванию народа и как дальше будет развиваться - посмотрим.
*почему сотрудничество на равных в разновозрастном коллективе более возможно, по сравнению с разновозрастным?* Не на равных, а без тупой конкуренции. Каждый вкладывает столько, сколько способен.
Reply
Reply
У меня возникает впечатление, что Вы считаете, что игра может быть организованна и ей возможно обучить, я же предерживаюсь позиции, что игра спонтанна и возникает, когда есть для нее условия: безопасность в привязанности и материал для игры.
Reply
Reply
Leave a comment