#прогештальт: три столпа гештальт-подхода.

Feb 04, 2017 21:43

Продолжаю о гештальт-терапии, начало здесь.

Гештальт-терапия базируется на трех основаниях, каждое из которых дает начало определенному стилю терапевтического восприятия и способу построения терапевтический работы.

1. Феноменология.
Гештальт является феноменологическим подходом, то есть важной составляющей является изучение непосредственного опыта, очевидности. Не построение гипотез о том, что означает этот опыт, а сначала наблюдение - что и как происходит, что человек видит, слышит, воспринимает.
Каким образом осуществляется жизнь клиента в течение терапевтического часа.
Какие события и переживания существуют, как они происходят.

Сбор феноменов схож с началом собирания картинки-паззла - мы собираем много различных проявлений, наблюдений о том, как и на что реагирует человек, их каких частей состоят его способы восприятия и поведения.

Каким образом феноменологичекий подход проявляется в терапевтической работе:

терапевт наблюдает, возможно, расспрашивает или обращает внимание клиента на определенные проявления последнего: на тембр или громкость голоса, мимику, движения, сильную эмоциональную включенность или ее отсутствие, на различные проявления подъема или спада энергии во время сессии, на определенные способы оценивать или придавать смысл событиям.

Какие-то из этих моментов очевидны и не нуждаются в обращении на них внимания, другие - могут быть совершенно не заметны для клиента, при этом являться характерными для него способами жизни.

Для феноменологического восприятия присуще качество безоценочности: мы изучаем то, что есть.
Не ставим оценки, не приклеиваем ярлыки, а наблюдаем за определенными фактами внутренней и внешней жизни из интереса и желания их узнать.

2. Теория поля.
Теория поля говорит нам, что ни одно действие и ни одно событие не является обособленным, что для того, чтобы понять смысл события нужно увидеть контекст в котором оно происходило, что
при изменении контекста - меняется и смысл произошедшего.

Если в предыдущем абзаце я написала о феноменах, которые мы можем наблюдать, то теория поля дает перспективу в которой мы видим феномены в их совокупности и можем наблюдать и изучать связи, которые существуют между ними.

В терапевтической сессии можно наблюдать за тем какую окраску приобретает клиент-терапевтическое поле, какие факты этого взаимодействия становятся "силовыми" точками, какое влияние они оказывают на переживания клиента и терапевта, на их контакт.

В этом месте гештальт прекрасно интегрируется с теориями развития: каким должно быть поле, в котором развивается человек, что в нем было и чего не было, как ресурсы и дефициты среды повлияли на формирование личности и характера, как все это проявляется в настоящем моменте - все эти вопросы делают терапию глубокой, учитывающей и прошлое, и настоящее, связывают в единую историю факты и теории.

3. Диалог.
Под диалогом имеется ввиду не форма речевого контакта, а то, что красиво называют "встречей двух феноменологий", встречей Я - ТЫ, в противоположность функциональному взаимодействию Я -Оно (Мартин Бубер).

В контексте терапии диалогичность является синонимом контакта, взаимодействия клиента и терапевта, как двух людей, а не просто исполнителей ролей врач - пациент, ведущий- ведомый, покупатель - обслуживающий персонал и тд.

Я думаю, что диалог возможен там, где есть здоровые границы, возможность оставаться собой и выдерживать взаимодействие с другим человеком.

Существует тонкий момент - насколько и в каких целях терапевт должен присутствовать в терапии собой, своими проявлениями:
бывают случаи, когда озвучивание терапевтом своих чувств в отношении клиента дополняет картину, является расширением поля, двигает процесс;
бывает, что предъявления терапевта нужны клиенту, чтобы увериться в себе (проявляется зависимый паттерн), бывает, что переживаются клиентом, как насилие и проламывание границ, затопление его чужим материалом.
Наблюдения за тем где возможен или невозможен диалог диагностичны, они показывают гибкость или слабость, или ригидность границ.

А сама диалогичность, контакт являются ресурсом, дающим переживание автономности, уверенности и связанности с другими.

теория, гештальт

Previous post Next post
Up