Гавриил Романович Державин положил в Тамбове начало театру. Он поставил в доме, который занимал, представление с пространным названием: «Пролог в одном действии с музыкою на открытие в Тамбове театра и
народного училища, представленный благородным обществом в
день тезоименитства императрицы Екатерины II на театре в доме губернатора Державина». В качестве актёров выступили местные помещики Беклемишевы, Бибиковы, Свечины, Чичерины, Сатины, Хвощинские.
В.А. Усачёв. Дом губернатора в Тамбове. Фрагмент гравюры. 1799
В 1786 году Державин опубликовал в «Ведомостях» информацию об открытии театра: «Поелику издревле просвещёнными народами почитались благонамеренные театральные представления к исправлению нравов служащими, благонравие способствовало действию законов, а святость последних была всегда основанием и подпорою благоденствия царств: тамбовское благородное общество, по случаю недавно открытых в нём народных училищ… и побуждаемо между собою согласием, спокойствием и веселием, вознамерилось ознаменовать день высочайшего тезоименитства всемилостивейшей государыни открытием в губернском городе Тамбове театра… Всё то, что таланты и искусство здешнего края произвести были в состоянии, то есть изобретение пролога, театральные украшения и перемены, механика, вокальная и инструментальная музыка, живопись, стихотворство и возглашение обоего пола действователей благородных, а паче усердие изъявить наилучшим образом благодарность виновнице благ, представилось многим здешним жителям новым и восхитительным позорищем, и вообще у всех извлекло радостные слёзы, знаки нелестной любви монархам, которых обожения достойные имена в сём прологе прославляются»
[1].
22 февраля 1787 года генерал-губернатор И.В. Гудович поддержал предложение поэта-наместника построить в Тамбове здание общественного театра, возведя для него здание из дерева с применением кирпича в технике фахверк (с использованием деревянной каркасной конструкции). Обращение к примерам западноевропейского строительства в данном случае было не прихотью, а необходимостью. В Тамбове тогда ещё не было развитого кирпичного производства, а технология фахверк позволяла заполнять деревянные конструкции камнем, кирпичом-сырцом или даже глиной.
Здания западноевропейского города, построенные в технике фахверк
Отголоски технологии фахверк в архитектуре Тамбова. Студенецкая Набережная. Фото 2013 года
Кирпичная кладка Державинского моста через речку Студенец
(на улице Советской).
Фото 2012 годаЗдание тамбовского театра строил каменных дел мастер
итальянец Лукини, присланный в Тамбов из Петербурга другом Державина архитектором Н.А. Львовым. Эта постройка стояла, очевидно, в пределах каменного квартала (в районе, близком наместническому дому).
Державин явился учредителем в Тамбове и певческого класса, пригласив для того придворного певца, который явился распространителем итальянского пения в местных церквах
[2].
Главной целью всех начинаний Державина в области искусства и культуры было образование. Позднее он писал: «Сначала с генерал-губернатором графом Гудовичем весьма было согласно, и он губернатором (т.е. Державиным) весьма был доволен, как по отправлении его настоящей должности, так и по приласканию общества и его самого: когда он летом посетил Тамбов, в честь его был устроен праздник… Таковые были в продолжение лета, осени и зимы и даже в наступающем году; но они не токмо служили к одному увеселению, но и к образованию общества, а особливо дворянства, которое, можно сказать, так было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни общаться, как должно благородному человеку, не умели, или редкие из них, которые жили только в столицах. Для того у губернатора в доме были всякое воскресенье собрания, небольшие балы, а по четвергам концерты, в торжественные же, а особливо в государственные праздники - театральные представления, из охотников, благородных молодых людей обоего пола составленные. Но не токмо одни увеселения, но и самые классы для молодого юношества были учреждены подённо в доме губернатора, таким образом, чтоб преподавание учения дешевле стоило и способнее и заманчивее было для молодых людей; например, для танцевального класса назначено было два дни в неделю после обеда, в которые съезжались молодые люди, желающие танцевать учиться. Они платили танцмейстеру и его дочери, которые нарочно для того выписаны были из столицы и жили в доме губернатора, по полтине только с человека за два часа, вместо того, что танцмейстер не брал менее двух рублей, когда бы он ездил к каждому в дом. Такое же было установление и для классов грамматики, арифметики и геометрии, для которых приглашены были за умеренные цены учителя из народных училищ, у которых считалось за непристойное брать уроки девицам в публичной школе. Дети и учителя были обласканы, довольствованы всякий раз чаем и всем нужным, что их чрезвычайно и утешало и ободряло соревнованием друг против друга. Тут рисовали и шили, которые повзрослее, девицы для себя театральное и нарядное платье по разным модам и костюмам, также учились представлять разные роли».
Все события культурно-образовательного характера, происходившие в наместническом доме, по словам Державина, являлись делом рук его жены Екатерины Яковлевны. «Но губернатор в сии увеселения, - писал он, - почти не мешался, и они ему нимало не препятствовали в отправлении его должности, о которой он беспрестанно пёкся, а о увеселениях, так же как и посторонние, тогда только узнавал, когда ему в кабинет приносили билет и клали пред него на стол».
Таким образом, наместнический дом, стоявший на противоположной Спасо-Преображенскому кафедральному собору стороне Дворцовой (Наместнической) площади, в период Державина стал центром, где рождались и воплощались в жизнь идеи светского просвещения. Здесь для дворянства давались уроки грамматики, геометрии, арифметики, хороших манер, танцев, проводились балы, приёмы, театральные представления, формируя у местной аристократии новый образец жизни. Эти мероприятия вызывали у тамбовцев огромный интерес, но воспринимались, в основном, не в качестве образовательных акций, как задумывалось устроителями, а как форма развлечений, которой до того времени город не знал.
После отъезда Державина из Тамбова многие из его культурных начинаний никакого продолжения не получили.
[1] Державин Г.Р. Объявление в Ведомостях: Об открытии театра в Тамбове // Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. СПб., 1872. Т. VII.
[2] Здесь и далее: Сочинения Державина... СПб., 1871. Т. VI.
Иллюстрация к стихотворениям Г.Р. Державина. 1862
Оригинал взят у
marina_klimkova в
Державин в Тамбове: Начало театра