В этом посте вся информация о том, что нужно для поездки в Грузию. Вся правда о грузинской полиции и об отношении к русским. Весь треш, что вас ждет на границе.
Весь маршрут и координаты ночевок. Гостиницы и гостевые дома. Сколько стоит заправить машину и сколько стоит накормить изголодавшиеся туристические организмы.
Курс обмена валюты и где купить sim-карту. Какой поставить навигатор и где взять карты.
На самом деле, для того, чтобы поехать в Грузию, нужно желание, загранпаспорт и чуть-чуть денег. Собственно, на этой фразе можно технический пост и закончить, но это будет, наверное, слишком кратко.
Маршрут.
Изначально была необходимость уложиться в двойные майские праздники, поэтому планировался примерно вот такой маршрут:
30.04.2016 Москва - Минводы. Пробег - 1600 км.
01.05.2016 Минводы - Мцхета. Проходим границу, смотрим картинки по дороге. Пробег - 400 км.
02.05.2016 Дневка в Мцхете. Смотрим окрестности Мцхеты и Тбилиси. Пробег - 0 км.
03.05.2016 Мцхета - Сигнахи. Перебираемся в Кахетию. Пробег - 250 км.
04.05.2016 Сигнахи - Гори. Заезжаем на границу с Азербайджаном. Пробег - 280 км.
05.05.2016 Гори - Ахалцихе. Пробег - 150 км.
06.05.2016 Ахалцихе - Батуми. Через перевал Гордедзи. Пробег - 180 км.
07.05.2016 Дневка в Батуми. Окрестности Батуми. Пробег - 0 км.
08.05.2016 Батуми - Минводы. Ранний выезд. Проходим границу. Пробег - 750 км.
09.05.2016 Минводы - Москва. Пробег - 1600 км.
Но жизнь внесла свои корректировки в лице внезапно сломавшегося в двигателе «вануса» и того факта, что на Пасху в Грузии никто не работает. Вообще никто. Поэтому мы застряли в Мцхете еще на один день, и пришлось полностью вычеркнуть из маршрута Кахетию с Алазанской долиной. И Тбилиси тоже пришлось вычеркнуть.
На границу с Азербайджаном я хотел очень-очень, поэтому туда мы все же поехали из Мцхеты 4 мая на отремонтированной машине со свежим грузинским «ванусом», хотя дневной пробег в этот день получился существенно больше запланированного. Дальше шли в графике.
Дорога.
Выезд из Москвы на майские праздники - это всегда локальный ад. Ситуация на дороге выглядит почти как ежегодная миграция северных оленей на Крайнем Севере или миграция антилоп гну в Африке. Попытка обмануть судьбу подъемом в 3 утра, к сожалению, не увенчалась успехом, как и попытка объехать пробки на М4 через Кукуй. Для сведения - в Кукуе как-то не очень.
В связи с незапланированным посещением Кукуя, до Минеральных Вод я не доехал и остановился в известном в узких кругах мотеле на границе Краснодарского края и Ростовской области, проехав 1150 километров. Мотель хорош тем, что двухместный номер стоит вполне адекватные 900 рублей за 12 часов (всегда бесило платить полноценную цену за 5 часов сна).
С детьми маленьких размеров в этот номер можно влезть и вчетвером, как у нас получилось в прошлом году, попросив дополнительную кровать. Координаты: 46°48′57″N 39°40′19″E Телефон: +7(918)322-09-31
На следующий день была трасса «Кавказ», Минеральные Воды, очень симпатичный Владикавказ, в котором при наличии времени стоит задержаться, и граница с Грузией.
На обратном пути ночевали в Минеральных Водах, в
гостинице Корона. Полулюкс стоит 2500 рублей, там две комнаты и вполне комфортно могут переночевать 4-5 человек. Координаты: 44°10′7″N 43°7′52″E Телефон: +7 (962)400-10-10
Граница.
На границе, в Верхнем Ларсе, были в районе 17 часов 1 мая и встали в небольшую автомобильную очередь. В 17-30 подъехали к шлагбауму, в 18-00 прошли границу РФ, в 18-30 прошли границу Грузии.
Если въезжаешь в Грузию на срок до 90 дней, то для граждан РФ виза не нужна. Также не нужна страховка на автомобиль, медицинская страховка, нет виньеток, экологических сборов и прочего…
Из документов необходим загранпаспорт и документы на автомобиль (водительское удостоверение и свидетельство о регистрации). Если водитель не собственник авто, то теоретически нужна доверенность с правом вывоза ТС на границу, переведенная на английский язык. Практически же, доверенность никто не спрашивал.
Прохождение границы выглядит следующим образом: подъезжаешь к шлагбауму, показываешь пятнистому человечку наличие загранпаспортов на всех людей в автомобиле. Дальше встаешь в очередь на паспортный и пограничный контроль (все в одном). Подъезжаешь к будке, вместе с пассажирами отдаешь документы в окошко и получаешь штамп в паспорт (водитель отдает документы первый). После открываешь все двери и багажник, отвечаешь на пару вопросов и едешь дальше.
До границы с Грузией ехать километра три, там все аналогично, только пассажиры проходят контроль в отдельном помещении. Что с ними там делают, я не знаю, но мои вышли вроде довольные.
Когда ехали обратно, то на границу с Грузией прошли за 10 минут, а вот на границе с Россией пришлось постоять. На нейтральной территории без очереди щемятся жители Северной Осетии с 15 регионом и другие представители близлежащих регионов - Ставропольского края и КБР. Отдельные лопухи в очереди их пропускают. Патруль ВАИ, курсирующий по нейтральной территории, порядок толком навести, к сожалению, не может. Поэтому обратно прохождение границы заняло чуть больше 2 часов.
2 часа относятся к легковушкам, а не к грузовикам. Фуры жалко. Они выстраиваются в какую-то невообразимую очередь:
На самом контроле основная тема - алкоголь. Можно без пошлины вывозить 3 литра любого алкоголя на одного совершеннолетнего алкоголика. Пограничник не поверил моим честным глазам и попросил выгрузить вещи. Когда я достал детский горшок, пограничник не выдержал и сломался. Так я смог победить бездушную пограничную систему по учету винолитров.
Вот на
этом сайте можно оперативно узнавать свежие новости на границе - режим работы, состояние дороги на перевале и прочее. Там же есть и веб-камеры.
Навигация.
Первый раз пользовался на планшете бесплатной версией Osmand,
разрекламированной безработным джипером, когда-то жившим на крыше. Карты для Osmand предварительно скачал с сайта, официально заблокированного в России, но
открывающегося даже на айпаде Медведева, который премьер.
Дополнительно выдернул из SAS.Планеты топографические карты и спутниковый снимок всей Грузии. Все работало как часы, только нужно учитывать, что на картах OSM есть множество грунтовок и, если дать программе автоматически проложить самый короткий маршрут, то можно внезапно оказаться в адских пердях.
Бензин.
Стоит дороже, чем у нас. 1 литр 92-го получился примерно 1.5 лари, то есть порядка 45 рублей. Из интересного - заправщик сразу заправляет и рассчитывается с водителем наличкой или картой, через мобильный терминал. Из машины вообще можно не выходить.
Качество дорог.
Дороги разные. Есть шикарнейшие автобаны:
Ко многим достопримечательностям положили свежий асфальт, за что грузинам огромный плюс в карму:
Но есть, конечно же, и грунтовки:
Самого разного качества, но с неизменно прекрасными видами:
Или асфальт вот. Тоже бывает разный:
Или дорожка к монастырю в горах:
Местами такая:
Или вот бродик к перевалу Гордедзи:
А на самом перевале так:
Виды вокруг - закачаешься:
Все-все, заканчиваю. Я совсем забыл, что это технический пост:
Валюта.
Грузинские рубли называются лари, а копейки - тетри. Нашими рублями расплатиться нельзя, но поменять можно в любом обменнике. На момент нашей поездки 1 рубль стоил в обменнике 0,030 - 0,032 лари. Кредитные карты берут во многих местах, но лично я брал с собой наличные в рублях на всю поездку.
Язык.
По-русски говорят очень многие. Причем не только старшее поколение, заставшее СССР, но и молодежь. За всю поездку мне только два раза потребовалась вся мощь жестов и мимики. Один раз при покупке sim-карты в офисе у оператора, а второй - в сельском продуктовом магазине. Оба раза получал от самого процесса объяснения истинное наслаждение.
Гостевые дома.
Все ночевки предварительно забукал в гостевых домах, но нигде не оставлял номер кредитки и не вносил предоплаты. Условия самые разные и как их, эти условия, распознать по картинкам на букинге, мне пока непонятно. Везде брал завтрак, который тоже разный. Рекомендую останавливаться в историческом центре, это оказалось очень клево. Приблизительная цена за трехместный номер с завтраком - 60-70 лари, то есть порядка 2000 рублей.
В Мцхете
жили самом центре, буквально в 100 метрах от храма Светицховели и центральной площади. Хозяйка - учитель музыки в местной школе, очень гостеприимна и доброжелательна. Завтрак был включен в стоимость номера. Понравилось. На фото не гостевой дом, я его почему-то не снял. Но рядышком:
Гори вообще оказался не очень туристическим городом.
Жили в забавном доме, но в очень большом номере. Рекомендовать, наверное, не буду, хотя все участники отметили, что спалось в Гори лучше всего за всю поездку. Вот вид из окна:
В Ахалцихе
жили в мини-отеле прямо около крепости Рабат. Симпатично. Рекомендую.
В Батуми
гостевой дом понравился, наверное, больше всего. Правда, это не сам Батуми, а небольшой поселок рядом - Квариати. Очень гостеприимные хозяева. Рекомендую.
Цены на еду.
Вечером поесть с вином на четверых с половиной человек получалось от 45 до 70 лари. Можно существенно дешевле, потому что в Грузии изобрели такую вкуснейшую штуку, как хинкали. Одна(один?) хинкалина (хинкаля?) стоит 60 тетри.
В женщину влезает 4-5 штуки, в мужика - 6-8 штук. То есть, максимум за 5 лари на человека можно наесться от пуза. Говорят, что в настоящего грузина влезает 25 штук, но, наверное, это все же относится к местным легендам. В любом случае, от голода умереть сложно:
Связь.
В каждом гостевом доме был халявный ви-фи отменного качества. Так как пришлось разделяться на ремонт машины, то купил две SIM-карты местного сотового оператора Magti за 2 лари каждая. Мобильным интернетом не пользовался, так что тут ничего не подскажу.
Отношение к русским.
Как только в Грузии видят российские номера, то машину окружают какие-то странные люди в мятых костюмах, поголовно жующие галстуки и пытаются разорвать бедных туристов на мелкие кусочки. Примерно с такими опасениями я ехал в эту страну.
Все, конечно же, совсем не так, но я и представить себе не мог - насколько не так. К русским тут относятся максимально доброжелательно. Настолько доброжелательно, что становится даже немного не по себе. За все время у меня был только один немного скользкий разговор, где упоминались фамилии наших политиков. Да и то, он закончился тем, что они, там наверху, все козлы, а мы тут, простые люди, очень и очень даже ничего.
Полиция.
Полиция там реально крутая. Ездят всегда с включенными мигалками, никаких поползновений под кустами. Постоянно патрулируют улицы городов. В горах все на белых пикапах Hilux, на трассах - на суровых таких фордах с кенгурятником. Видел также шкоду-октавию, а в Батуми еще и мини купер. Один раз был остановлен, пожурен за то, что езжу трезвым (гость в Грузии трезвым быть не должен!) и отпущен.
Это тот случай, когда обычные люди в любом сложном случае рекомендуют обращаться к полицейскому патрулю. Это тот случай, когда обычные люди полицию очень уважают. Это тот случай, когда полиция не берет взяток и все это знают. И да, у них нету полосатых палочек!
На этой оптимистичной ноте технический пост заканчиваю и приступаю к эмоциональным описаниям экспедиционерской жизни, полной трудных трудностей и опасных опасностей. Не переключайтесь.
P.S. Карта
нарисована по инструкции одного известного покорителя северных земель, к сожалению давно ушедшего из ЖЖ. Умаялся я ее рисовать, если честно…
Много информации по маршруту взял на сайте
http://nikavika.ru Еще про Грузию:
Мне понравилось быть грузином (2016)
Грузия на автомобиле. Мцхета (2016)
Грузия на автомобиле. Давид-Гареджи и Шио-Мгвимский монастырь (2016)