НЕ ПЯТЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ ПЬЮЩЕГО СЛЕСАРЯ
Одна девушка в детстве хотела стать клоуном. Как её
папа, который в доброе сталинское время, перед войной, «работал рыжим клоуном
в цирке на Цветном бульваре, актером в Театре сатиры». А уж потом стал
детским писателем и приобрёл большую популярность. Поэтому девушке от рождения
было уготовано место в писателях. Однако время теперь было другое,
горбачевско-ельцинское, 80 - 90-е годы. Из клоунов в писатели не всякий мог
попасть. «Дебютировать как прозаик было нереально»: «Начинающим авторам всем
было около пятидесяти лет, желательно было быть пятым ребенком в семье пьющего
слесаря из глухой провинции, иметь цирроз печени алкогольный и отсидку - это всё
жизненный опыт. Или надо было писать о покорении Енисея».
В этом месте рассказа о себе героини передачи
«Эпизоды» на канале «Культура» вспомнился вопрос, с которым обратился когда-то
некий читатель в клуб «Двенадцать стульев» «Литгазеты»: «Решил стать
писателем. Какой промысел выгоднее - стихи или проза?» Из клуба ответили:
«Выгоднее - промысел морских котиков».
Поэтому девушка решила стать драматургом, поскольку
понимала, что «надо лезть туда, где открыты двери, надо туда и напихиваться».
Но у драматурга должна быть пьеса. И тут неожиданный выход. Прибыл из Израиля её
однокурсник неприкаянный, прямо «сумасшедший». И стал звонить девушке,
рассказывать о своих бедах. А она взяла да и записала эти разговоры в пьесу.
Пьесу напечатали, стали ставить «по всей стране». Так и пошло. Но, самое
главное, она была «принята в тусовку», и это «решило ее судьбу».
Так восторженно, «со своеобразным чувством
юмора, унаследованным от папы, писателя Виктора Драгунского», рассказала
телезрителям об истории своего прихода в большое-пребольшое искусство дочь
писателя Ксения Драгунская.
Целые галереи, или заповедники действующих лиц,
проходят перед зрителем в её комических, гротескных, с элементами абсурда пьесах
из «расейской жизни». Здесь и «на велосипеде батюшка с зонтиком через плечо»,
отец Филарет, который собирает жителей посёлка В.Дворики («А что значит «В»?
Верхние, Веселые, а может, Вонючие?» - спрашивает автор) «на молебен о
дожде»: «Все приглашаются на молебен о дожде! В шестнадцать часов, на пустыре за
клубом!» Он «крестит солдат прямо в реке» («ещё очень много некрещёных
солдат кругом»). Здесь и «колдунья тетя Катя Шаурина», которая
«выходит во двор попИсать», и «Никита У. - хозяин, мужик, на все руки
мастер, весельчак, лихой водитель, преферансист и выпивоха», и «в
сосиску» пьяные «короли шоссейных дорог братья Камазовы» из деревни
Волковойня, и другое «раскрепощённое крестьянство», «селяне», то есть
«хулиганствующие элементы, алкоголики, безработные, колдуны, составляющие
большинство жителей посёлка В.Дворики», устраивающие массовые беспорядки, и
живущее на болотах чудовище, способное перекусить пополам человека и смять
грузовик ОМОНА, которое никто никогда не видел, и молодой стихотворец Ковбоец
Валера, который «режет» председателя сельсовета, усомнившегося в его
литературном таланте, «ножиком для дудочек», и, наконец, единственная
светлая личность - студент-физик Юрка Лифшиц, который хочет назваться
«Платоном или Панфилом» и увести уцелевшую от всего этого безобразия девушку
- Кузнецову внучку «в райцентр, в Москву, в Америку» и т.д. (пьеса
«Ощущение бороды»). Лонг дринк-коктейль из Винни-Пуха, Д. Хармса, братьев
Стругацких, по-своему понятого Венедикта Ерофеева, М. Булгакова, Е. Шварца, В.
Войновича…
Ксения Драгунская, которая, по её признанию, любит,
«когда всё само плывет в руки», поведала зрителям, что модные сейчас в
литературе и драматургии «гомосексуальные изнасилования на помойке» она
не любит. Задача К.Драгунской, «блистательного драматурга и детского
писателя», как она была названа в передаче, значительно тоньше…
А вот в передаче из цикла «Острова» о Ю. Тынянове
запомнились документальные кадры с В.Б. Шкловским. Его слова о «великой прозе
Тынянова», которая, «может быть, самая высокая историческая проза»,
сказанные ещё вон когда, прозвучали теперь весьма сильно. Подумалось: а довелось
ли Виктору Борисовичу, скончавшемуся до перестройки, в достаточной степени знать
историческую прозу Б. Окуджавы, А. Рыбакова, В. Гроссмана? И, может быть, не
менее высокую, как недавно имели счастье узнать российские телезрители,
историческую прозу В. Аксенова? А если удалось, то что он о ней говорил? Надо бы
поискать…
А ещё на этом канале принято взять какую-нибудь
эдакую фразу и мусолить её со всех сторон. Как-то привели такую вот цитату из И.
Бродского: «Входит некто православный, говорит: «Теперь я главный!». И
стали городить вокруг неё рассуждения в смысле засилья православия. Мешает, мол,
оно раскрытию творческих сил… Но теперь ведь по всему миру - веротерпимость,
многоконфессиональность, борьба с расизмом и ксенофобией. Нобелевский лауреат
Иосиф Бродский в равной степени и по-другому, может, мог написать: «Входит некий
иудей, говорит: «Я всех главней!». Что бы тогда говорили в студии?
А ведь «телевидение без литературы не может
существовать». Именно так высказался режиссёр
Л.А. Пчёлкин, патриарх литературно-драматического театра, в документальном
фильме, где было рассказано о таком явлении, как телетеатр. Мы тогда как-то не
осознавали, но в советское время ежегодно создавалось пятьдесят два
телевизионных спектакля по русской и зарубежной классике, где были заняты самые
лучшие актеры. То есть раз в неделю зритель мог увидеть спектакль по
произведениям А. Пушкина, А. Чехова, В. Шукшина, Д. Лондона и т.д.
А теперь у нас спасу нет: то «В.Дворики», то «Сага
Московская», то «Дети арбатские»…
Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200505/?05_7_2