ТРАНСФОРМЕРЫ
Вот и в российских кинотеатрах высадились «Трансформеры» - как пишет
пресса, самый громкий «блокбастер» этого года. Действительно, громкости
этому фильму не занимать - во всех смыслах. Все в точности, как у
Высоцкого: «Стреляют, прыгают - с ума сойти!» Вообще, с трансформерами
сейчас знаком любой ребенок - это пришедшие на смену мирным и
симпатичным советским зайчикам и белочкам до зубов вооруженные роботы
самого зловещего вида, в которых превращаются, трансформируются обычные
игрушечные машинки, вертолеты и даже куклы.
Поэтому, на первый взгляд, вроде бы и тема детская - Земля как арена
борьбы хороших и плохих роботов-трансформеров за обладание
энергетическим кубом. Плохим нужен куб, чтобы захватить власть над всем
миром, а хорошие стремятся этому помешать. Однако, для создания фильма
задействованы самые серьезные силы - бюджет далеко за 100 миллионов,
который как раз и переводит фильм в категорию блокбастеров, продюсер сам
Стивен Спилберг, автор совсем не детских и далеко не политкорректных
«Войны миров» и «Мюнхена» (этот фильм Спилбергу до сих пор не могут
простить как палестинцы, так и израильтяне). Режиссер фильма Майкл Бэй,
до этого снявший два действительно отличных и сильных агитационных
фильма - «Армагеддон» и «Перл-Харбор». Я говорю об этом безо всякой
иронии - первый фильм настолько же неправдоподобен с технической точки
зрения, насколько второй далек от исторической правды, но оба несут
такой сильнейший заряд патриотизма (увы, американского), что можно
только позавидовать. И лишний раз почувствовать обиду за нашу державу,
чьи реальные технические и исторические достижения давали фору любому
художественному вымыслу Голливуда.
Казалось бы, с чего это вдруг мэтры мирового кинематографа решили
поиграть в игрушки? Да еще сделать это так наивно - главный герой
фильма, семнадцатилетний подросток, покупает свою первую машину, чтобы
иметь успех у девушек (другие способы ему просто не приходят в голову),
а машина оказывается трансформером. Однако, наивность фильма чисто
внешняя, а его психологический подтекст столь глубок, что вполне может
стать объектом изучения не только кинокритиков, но и социологов,
психологов и даже, если угодно, психиатров, решивших написать
диссертацию на тему, связанную со страхами и комплексами американского
обывателя.
Авторы сразу ошарашивают зрителя - начало фильма одновременно является и
одним из самых сильных моментов - действие разворачивается на
американской базе в Катаре, откуда американцы, которых туда никто не
звал, совершают авианалеты на позиции иракского сопротивления. Из
бескрайней иракской пустыни прилетает вертолет, судя по бортовым
номерам, уже пол-года числящийся как сбитый в Афганистане. К слову
сказать, туда американцев тоже не сильно звали. Два американских
истребителя принуждают неизвестного приземлиться на военной базе.
Драматическая пауза. Все оружие на базе нацеливается на пришельца. И тут
вертолет показывает свою антидемократическую сущность и полное
пренебрежение к правам человека - с громом и молниями он превращается в
страшенного робота-трансформера и начинает, выражаясь современным
политическим языком, почем зря мочить оккупантов в сортире. При этом
непонятно, какой левой ногой он еще и успевает проникнуть в американскую
военную компьютерную сеть, скачивая оттуда все подряд секреты Пентагона.
Почти все военнослужащие с базы погибают, выживает только отряд
армейского спецназа (говорят, в русской версии им потом прокуратура
предъявляет обвинение в убийстве мирных трансформеров).
Вся эта сцена просто пропитана тотальным ужасом перед вездесущими,
неуловимыми иракскими (афганскими, палестинскими…) партизанами, в
которых может трансформироваться любой мирный житель. Поэтому дальнейшее
действие происходит уже на территории США - дома и стены помогают - и
представляет собой весьма поучительный анализ комплексов рядового
американца - страха перед внешним миром, сексуальной и социальной
неудовлетворенности, комплексов неполноценности, мании величия, а также
языческой веры в то, что в любой старой коряге живет злой дух. При этом
наибольший страх вызывают Китай, Россия (да-да, именно так!), Северная
Корея и мусульманские террористы. Показательная фраза американского
министра обороны: «Такой уровень военной техники возможен только в
России и Северной Корее!» В известном смысле, «Трансформеры» -
логическое продолжение «Армагеддона» и «Войны миров».
Наблюдая эволюцию американского кинематографа, приходишь к самым
неутешительным выводам. Очевидно, что американцам, живущим в последние
годы в крайне агрессивной среде, хочется убежать от реальности, впасть в
детство и поиграть в машинки, однако, детская машинка оказывается
зловещим трансформером, безжалостно возвращающим Америке то зло, которое
она посеяла в окружающем ее мире.
Вы все еще не трансформер? Тогда мы идем к вам!
Д. АГРАНОВСКИЙ, г. Электросталь
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200735/?35_7_2