СЕТОВАНИЯ НЕМОЛОДОГО ВЕРТЕРА

Nov 28, 2006 12:48


СЕТОВАНИЯ НЕМОЛОДОГО ВЕРТЕРА

Передо мною прочитанная книга Патрика Бьюкенена «Смерть Запада». Книга интересна тем, что отражает взгляд изнутри очень информированного и полностью приверженного ценностям мира Запада человека. Интересна и тем, что в ней обнаруживается корреляция между проблемами Запада и современной России. В целом это проблемы развитых стран, достигших в своём развитии достаточно высокого уровня благосостояния на основе широкого и глубокого проникновения в знания о природе. Эти знания, воплощенные в технологии обеспечения жизнедеятельности общества людей, позволили столь высоко поднять уровень производительности трудовой деятельности, что ранее имевшая место нужда во множестве рабочих рук существенно ослабла. Это, в свою очередь, отразилось на демографической ситуации в сторону снижения рождаемости, отразилось и на деформации культуры в сторону падения морали и нравственности. Последнее также является следствием, скажем так, освобождения от труда. Как сон разума рождает чудовищ, так и освобождение от труда (сон труда) порождает безнравственное безделье. Отмеченные явления, в своеобразном своём восприятии, П. Бьюкенен квалифицирует как культурную революцию, которая, де, оказалась более успешной, нежели культурная революция большевиков, целью которой было создание человека будущего. Тем не менее, П. Бьюкенен считает этот успех мнимым и предрекает крах его в форме деградации западного общества. А в целом-то его вывод, как всегда, прост: Бога забыли. Идеология обсуждаемой им культурной революции родилась, де, в университетских кампусах Запада в период шестидесятых годов и оформилась в действующую политическую силу усилиями представителей Франкфуртской школы идеологов: Грамши, Лукач, Адорно и Маркузе. Этих идеологов П. Бьюкенен, ничтоже сумняшеся, относит почему-то к марксистам, но, в то же время, считает, что идеи марксизма потерпели крах. Иными словами, он полагает, что марксизм трансформировался на основе новых реалий, породив тем самым проблемы новой культурной революции на Западе. И что характерно, в своём эссе автор никак не касается основных вопросов марксизма - противоречий между трудом и капиталом, полагая, что класс трудящихся (рабочий класс в том числе) свои интересы вписывает в интересы капитала. Тем самым, хочет автор или не хочет, но выражает заветную мечту капитала - обуржуазить рабочий класс каким-то уровнем подачек. В этой связи мне вспоминается рассказ одного из турецких писателей «Если бы я был женщиной». Работодатель мало-помалу нагружал своего наемного работника совмещаемой работой, чуток приплачивая ему при этом и увольняя других. Наконец, осталась только одна несовмещаемая должность - машинистки на пишущей машинке. И вот работник сетует по этому поводу - почему он не женщина, а то бы ему ещё лир двадцать перепало.

Так что все оценки ситуации, с которой столкнулся Запад, П. Бьюкенен рассматривает с позиций своего класса - класса буржуазии. И естественно, прогнозы его пессимистичны, здесь он объективен так же, как субъективен в отношении перспектив развития идеологии коммунизма: коммунизм у него - неумеха. Я думаю, что он просто плохо эту идеологию знает, в неё не углубляется, ограничиваясь только обсуждением перспектив христианства и идеологии своей культурной революции - новой модели «марксизма». Он констатирует здесь отход от христианской морали и нравственности и, тем не менее, убежден, что выход состоит в возвращении к ним, ссылаясь на опыт прошлой истории Америки. Он не жалеет красок восторга в адрес прошлого, считая исторические достижения Америки высшим достижением человечества, только слегка касаясь негативных сторон этой истории: отношений к аборигенам континента и явлений рабства. Он полагает, что негатив меркнет перед достигнутым и не следует лишний раз его вспоминать, лучше - думать о будущем. Вместе с республиканской партией, к которой сам и принадлежит.

Другая проблема - явление интенсивной иммиграции в страны Запада народов из стран так называемого третьего мира: Латинской Америки, Африки, Азии, что несёт угрозу утраты национальной идентификации и интересам развитых стран Запада. Причина этого двояка: излишек незанятого населения в странах третьего мира и снижение численности населения на Западе. П. Бьюкенен не видит иного способа борьбы с этим нежелательным для стран Запада явлением, как ужесточение иммиграционной политики. И в то же время характеризует это явление как цивилизационную борьбу, т.е. как, на его взгляд, объективную закономерность в процессах развития общества людей.

В связи с этим возникает такой вопрос: почему же технологично высокоразвитые страны Запада не в состоянии, внедряя свои достижения в страны третьего мира в форме вывоза капитала хотя бы (о чем много говорено в экономике капитализма), в определенной мере обеспечить занятость населения этих стран к выгоде, в том числе, стран-инвесторов? Опыт такого рода экономического процесса со всей очевидностью был проявлен в СССР путем промышленного развития республик, что и обеспечивало отсутствие внутрииммиграционных процессов в стране (стране неумех). Проблема иммиграции возникла на постсоветском пространстве сразу же после распада СССР. А этот распад есть проявление буржуазного национализма на почве возрастания частнособственнических интересов в экономике страны. Вот тут-то, в этих интересах, и надобно искать истоки тех проблем, о которых говорит П. Бьюкенен. Но он о них не говорит, об этих истоках, всецело полагаясь на незыблемость интересов частной собственности. Не какая-то Франкфуртская школа идеологов с долгогривыми хиппи по своей инициативе сделала «успехи» в культурной революции. Не какая-то борьба цивилизаций грозит благосостоянию Запада, ведя его к «смерти». Все эти «успехи» и путь к «смерти» всецело на совести того общественно-экономического строя, который их и породил. Справедливость этого вывода в ХХ веке для всего человечества продемонстрировал не кто иной как Россия (СССР), как Христос, указав путь к спасению и пожертвовав собой, чтобы ещё раз показать, к чему ведёт отказ от этого пути. Ну а криков - распни его! - и на этот раз со стороны христианского Запада и доморощенных его холуев было не счесть. А теперь Запад начинает стенать о своей « смерти», а холуи чесать репы. Патрику Бьюкенену этого пути не понять, ибо он полагает, что «коммунизм - это бог-неумеха». Ему невдомёк, что Бог судьбой коммунизма наставляет и его, П. Бьюкенена, на путь умехи, вкладывая в уста его слово бог, хоть и с маленькой буквы.

В.Н. ДИВЕЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200648/?48_4_3

200648, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ, В.Н. ДИВЕЕВ

Previous post Next post
Up