ЕЩЁ РАЗ О ЛЕНИНЕ
Не
первый год сталкиваюсь с дилетантскими утверждениями о бесчеловечности и
крайней жестокости Ленина. Упоенно и пафосно «обличители» цитируют
распоряжения и призывы вождя со словами: «расстрелять», «навести
массовый террор» и т.п. На первый взгляд, неискушенному и
необразованному слушателю или читателю может показаться, что и на самом
деле Ленин был сущим демоном, раскрутившим маховик террора, принесшим на
мирную и благословенную российскую землю насилие, жестокость, войну...
Хотелось бы обратить внимание на два самых существенных момента,
разрушающих примитивный образ карикатурного злодея Ульянова, ибо
антиленинские ярлыки и штампы уже изрядно поднадоели. Не потому, что я
имею иное мнение, а дабы показать убогую схематичность, плоскость и
упрощенность этих кочующих из одного места в другое и многократно
тиражируемых тезисов.
Ленин, несомненно, не был добреньким сусальным дедушкой и безупречным,
неошибающимся политиком. Он был сложен. Много к чему призывал, много
чего писал и делал. И стоит пытаться понять: в какой исторической
ситуации, как и почему он это говорил и писал. И как говорили и
действовали его противники... Если мы, конечно, хотим представлять
исторические события и личности не в виде набора пропагандистских
штампов и ярлыков, а в диалектической полноте.
Итак, два момента.
I. Возникает вопрос, в каких исторических реалиях действовал Ленин и
были ли мягче и добрее его политические противники? Т.е. Белые, - если
мы говорим о Гражданской войне (тем более что они представляли основные
оппозиционные Красным силы). Я не буду сейчас вдаваться в подробности и
приводить цитаты из выступлений и призывов вождей и видных участников
Белого движения: Корнилова, Юденича, Краснова, Колчака, Слащева,
Унгерна... Уверен, что любому мало-мальски просвещенному в вопросах
Гражданской войны в России человеку известна масса высказываний и
конкретных действий Белых, которые свидетельствуют о точно такой же
ожесточенности и непримиримости, в коих обвиняют Владимира Ильича и
Красных. Документов и воспоминаний (в т.ч. собственноустых признаний
Белых) достаточно. Но в данном случае моя задача - не доказать
жестокость Белых (отнюдь), а лишь обратить внимание на тенденцию
Гражданских войн (взаимное ожесточение, переходящее в звериную
жестокость, и отход от норм морали мирного времени). Бессудные казни и
пытки пленных, взятие и расстрелы заложников, призывы к массовому
террору и осуществление его... Всё это было присуще как Белым, так и
Красным. Иногда говорят, что Белые, по крайней мере, не вводили террор в
ранг государственной политики... Но по факту-то применяли его так же
широко и массово, как и Красные. А порою отсутствие законодательных
рамок террора приводило к его неограниченному распространению... Ну, да
это особая тема, здесь же я вернусь к «жестокостям» Ленина.
II. Если в первом случае я обращал внимание на политику двойных
стандартов «обличителей» В.Л., то здесь хочу поговорить о конкретике. А
именно - о бессовестном «цитировании» Ленина, когда приводятся вырванные
с мясом из контекста фразы (а то и куски их без начала и конца), порою
искажающие смысл высказываний В.Л. «с точностью до наоборот». Такие
«доказательства» являются первыми признаками недобросовестности
критиков, и не столь важно, искренне ли они заблуждаются или сознательно
лгут, результат один - искажение реальности и создание карикатурного
Великого и Ужасного Ленина, лишь отчасти напоминающего истинного Ильича.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько наиболее распространенных
примеров, так называемых «цитат», якобы свидетельствующих о
кровожадности Ленина.
1. В августе 1918 г. В.Л. направляет телеграмму в Ливенский исполком
Пензенской губернии, а в сентябре - в штаб V армии. Отрывки из этих
документов постоянно цитируются с целью доказать жестокость Ленина.
Естественно, в отрыве от контекста и, как правило, с оборванными
окончаниями. Телеграмма в Ливны начинается так: «Приветствую
энергичное подавление кулаков...», на этом цитирующие обычно и
останавливаются, тогда, как полностью фраза выглядит следующим образом
«...и белогвардейцев в уезде». Вроде мелочь, но смысл уже
усложняется. Речь идет не о бессмысленных расправах над крестьянством, а
о борьбе с врагом, поднявшим восстание. И тут надо представлять, что
восстание в Ливнах, предшествовавшее появлению телеграммы, отличалось
крайней жестокостью и зверскими массовыми расправами над рабочими и
красноармейцами (не в ходе военных действий). И Ленин об этом прекрасно
знал.
Телеграмму в штаб V армии цитируют еще хитрее: «Уверен, что
подавление... кулаков-кровопийцев будет образцово беспощадное»,
некоторые и вовсе выпускают отточие. Вот, дескать, каков изверг Ленин,
считает, что кулаков-кровопийцев надо беспощадно подавлять. Это
крепких-то да работящих хозяев, на которых деревня держится... Деревня,
правда, в отличие от нынешних публицистов, считала иначе, кулаков там
называли мироедами за их стремление выжать из тех, кто победнее, все,
что возможно. Встречались, конечно, и настоящие крепкие хозяева, живущие
своим трудом, многие из которых попали под несправедливое раскулачивание
1929-32 гг., но в данном случае речь не о них, а о тех, кого сама
деревня считала кулаками и мироедами. Про таких хорошо сказал профессор
Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.: «Из всех
человеческих монстров, которых мне приходилось когда-нибудь встречать во
время путешествия, я не могу вспомнить более злобных и отвратительных,
чем кулаки». Эти-то настоящие кулаки и поднимали восстания совместно
с другими врагами Советской власти. А в данном случае Ленин и вовсе
делал упор не на них. Полностью фраза выглядит так: «Уверен, что
подавление казанских чехов и белогвардейцев, а равно поддерживавших их
кулаков-кровопивцев будет образцово беспощадное». Оцените разницу.
Насколько естественен и оправдан таков призыв в момент ожесточенных боев
с противником, судите сами.
2. Еще одно любимое «обличителями» высказывание В.Л. содержится в письме
в Нижегородский Совдеп: «Навести массовый террор, расстрелять и
вывезти сотни проституток...» Ужас! Бедные проститутки! А Ленин-то
каков садист, женщин не пожалел!
Жестоко? Несомненно... Но давайте посмотрим, чем вызвано такое указание?
Не для того чтобы представить Ленина добрым ангелом, а для осознания
обстановки, в которой принимались такие решения. Давайте прочитаем
письмо полностью:
«В Нижнем явно готовится белогвардейское восстание. Надо напрячь все
силы, составить тройку диктаторов, навести тотчас массовый террор,
расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших
офицеров и т.п.
Ни минуты промедления. Надо действовать во всю: массовые обыски,
расстрелы за хранение оружия, массовый вывоз меньшевиков и ненадежных,
смена охраны при складах, поставить надежных».
Строгая, продуманная система чрезвычайных мер, призванная навести
порядок в гарнизоне, очистить его от разложения и бардака, дабы
предотвратить восстание. Цель мероприятий ясна? Можно долго
дискутировать о моральной допустимости столь жестких мер, как расстрелы
проституток, но целесообразность и необходимость скорейшего исправления
положения отрицать невозможно. Или предотвращение восстания самыми
жестокими мерами - или либеральный подход (как в конце 1917 г., когда
врагов, взятых в бою, отпускали под честное слово не бороться с
Советской властью, которое они тут же нарушали), как следствие -
неизбежное восстание и расстрелы уже не проституток и владельцев
нелегального оружия, а красноармейцев, рабочих, советских
специалистов...
3. Частенько цитируют вырванную из контекста фразу: «Прекрасная вещь
революционное насилие и диктатура», якобы свидетельствующие о любви
Ленина к этому насилию и диктатуре. А ведь целиком высказывание это
имеет чуть ли не противоположный смысл.
Выступая 18.03.1919 на VIII съезде партии с отчетным докладом ЦК, В.Л.,
в частности, сказал: «...наша российская неорганизованность выступает
во всем посрамляющем нас убожестве... Конечно, многое в этой крайней
нашей неорганизованности, в крайнем недостатке организованности
объясняется условиями гражданской войны, но далеко не все...
Организационная деятельность никогда не составляла сильной стороны
русских вообще и большевиков в частности, а между тем главная задача
пролетарской революции, это - именно организаторская задача. Здесь
организационный вопрос недаром поставлен на одно из выдающихся мест.
Здесь надо решительно и твердо, и еще раз решительно и еще раз твердо,
бороться всеми мерами. Без длительного воспитания и перевоспитания мы
здесь ничего не сделаем. Тут та область, где революционное насилие,
диктатура употребляется для того, чтобы злоупотреблять, и от этого
злоупотребления я бы осмелился вас предостеречь. Прекрасная вещь
революционное насилие и диктатура, если они применяются, когда следует и
против кого следует. Но в области организации их применять нельзя. Этой
задачи воспитания, перевоспитания и длительной организационной работы мы
совершенно не решили и к этому мы должны систематически приступать».
Как говорится, почувствуйте разницу: Ленин предостерегает от
злоупотреблений насилием, фальсификаторы обвиняют его в пропаганде
оного...
Примеров подобных искажений, вырывания из контекста слов В.Л. я могу
привести достаточно много. Только зачем? Из вышеперечисленного ясно
видно, КАК цитируют Ленина его недоброжелатели и насколько сложнее
настоящий Ленин.
Не добрячок - жесткий и волевой политик, не стесняющийся применять самые
крутые меры в борьбе не на жизнь, а смерть с противниками Советского
государства. В целях сохранения власти рабочих и крестьян только-только
установившейся и подвергающейся жесточайшему прессингу врагов: от своих
помещиков, капиталистов, кулачества и церкви, не желающих мириться с
утратой привилегированного положения, до интервентов, стремящихся,
пользуясь моментом, оторвать от России кусок пожирнее. И они получали
кровь за кровь. Жестокость за жестокость.
А
вот с окончанием Гражданской войны Ленин первый сказал, что «пора
отказаться от вызванных войной ограничений демократии». И не просто
сказал, а начал проводить такую политику. Пусть непоследовательно, с
отступлениями от нее (та же высылка интеллигенции), но тенденция
наметилась... В частности, по инициативе В.Л. были резко ограничены
внесудебные права и возможности ВЧК, а затем и вовсе она была
преобразована в ОГПУ с заметно урезанными полномочиями. Но это уже
другая история...
Можно не любить Ленина и быть в принципе не согласным с идеями
социализма-коммунизма. Это нормально. Взгляды у людей разные. Но при
этой нелюбви и несогласии порядочные противники не будут прибегать к
фальсификациям, передёргиваниям и толкованиям мотивов большевиков,
основываясь на своих внутренних субъективных фантазиях. Можно и
нормально не соглашаться с методами Ленина. Только при этом надо ясно и
четко понимать, что в России того периода ВСЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ политические
силы использовали такие же методы и были ничуть не мягче. Независимо от
внутреннего мира и морали конкретных политических фигур, занимающих те
или иные посты, действовали они все примерно одинаково. Так, как было
целесообразнее в конкретных исторических условиях. Нравится это нам или
нет, но это было именно так.
И, несмотря на, возможно, сильнейшую антипатию к кому-либо, порядочные
люди не позволяют себе фальсифицировать высказывания оппонентов,
приписывать им свои подозрения и фантазии, передергивать и подличать.
Как не позволяют себе этого и настоящие специалисты... если они желают
оставаться порядочными людьми.
Константин ПАПУЛОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200649/?49_6_1