"ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ"

Aug 10, 1999 12:40


Неверно у Н. Перумова, что Всеслава не было на Русско-японской войне ("под Мукденом"), а был он только на Куликовом поле, с Дмитрием Донским.

Для Куликовской битвы характерно то, что летописцы раздули ее масштаб - с нее началось единое Русское Московское Государство. Реально на Куликово поле Дмитрий Иванович вывел 50-70 тыс. человек, не больше, многочисленные ополченцы, непрофессионалы, остались во втором и третьем эшелонах - оборонять броды на Оке и подмосковные города в случае поражения рати (об этом несколько статей в журнале "Знание сила" за 1980 г.).

Всеслав был на борту крейсера первого ранга "Дмитрий Донской", участника Цусимского сражения!

"Дмитрий" был заложен к 500-летию Куликовской битвы, в 1905 г. это был 25-летний, на 2 поколения устаревший корабль. В дневном бою 14(27).05 он, вместе с другими тихоходными крейсерами, имел задачу охранять транспорты - непонятно зачем взятый с собой на прорыв через Корейский пролив обоз, лишавший линейные силы необходимой поддержки бронепалубных крейсеров, которые вынуждены были охранять этот обоз. Однако и на таком посту 5 крейсерам первого ранга и 2 русским вспомогательным крейсерам пришлось вести бой против 2 броненосных и 15 бронепалубных крейсеров противника, имевших современную артиллерию, вплоть до калибров 12-13 дюймов.

Ведя маневренный бой в течение дня и потеряв вспомогательный крейсер "Урал" (бывший коммерческий пароход, правда, оборудованный мощной радиостанцией), русские корабли не отдали противнику ни одного транспорта (транспорт-мастерская "Камчатка" погиб в конце дня в составе отряда линейных кораблей, прикрывая от торпедных атак потерявший артиллерию и управление флагманский броненосец "Князь Суворов").

"Дмитрий Донской", получив повреждения в дневном бою и расстреляв 80% боекомплекта, имел неисправности в котельной установке и на борту свыше 300 человек спасенных из воды членов экипажей потопленного броненосца "Ослябя" и вышедшего из строя и затопленного миноносца "Буйный". Однако, он не воспользовался возможностью покинуть поле боя, присоединившись в кильватер за быстроходными крейсерами под командованием адмирала Энквиста (они уходили на юг под формальным предлогом тактических требований - встречать кормой торпеды шедших с севера японских миноносцев).

Линейные силы эскадры, долженствующие быть прикрытием от атак миноносцев крейсерами Энквиста, остались таким образом без защиты и, пытаясь оторваться от противника, развили полный ход. С поврежденными котлами "Дмитрий Донской" отстал и потерял в темноте опередившие его броненосцы, в связи с чем и двинулся на прорыв во Владивосток самостоятельно.

К концу дня 15.05 в открытом море, даже не зная о гибели в ночном бою от японских торпед большей части эскадры и позорной капитуляции утром ее остатков (кроме погибших отдельно от нее "Адмирала Ушакова" и "Светланы" и прорвавшегося через боевые порядки японских кораблей "Изумруда"), "Дмитрий Донской" был отрезан от Владивостока и "взят в клещи" 2 бригадами японских крейсеров и несколькими дивизионами миноносцев.

Уступая в скорости японским крейсерам, имея по 40 выстрелов на орудие и рассогласованные прицельные приспособления, он не сдался и пошел на прорыв. Выдержав 2-х-часовой бой, выведя из строя головные корабли японских колонн, он к наступлению темноты разжал вражеские клещи и, отбив атаки быстроходных миноносцев, открыл себе дорогу во Владивосток. К сожалению, воспользоваться ею он уже не смог.

Новые повреждения, потеря в бою командира корабля и большей части находившихся с ним в боевой рубке офицеров, расход всего боекомплекта при отражении ночных атак миноносцев сделали невозможным вероятный дневной бой с догонявшими его более быстроходными крейсерами противника. Скрывшись в закатной тени скал острова Мацусима (Дажелет), крейсер спустил уцелевшие в бою шлюпки и сколоченные из подручных средств плоты на воду и, эвакуировав экипаж и моряков с потопленных в Цусимском бою кораблей, бывших на его борту, открыл кингстоны.

Его славная гибель была прямой противоположностью бесславной гибели русских линейных кораблей в дневном бою 14.05 из-за адмиральского головотяпства, дезорганизации строя и управления огнем, а ночью от торпедных атак, из-за трусости и измены флагмана крейсеров. И совершенно невозможно сравнить его гибель с бесславной капитуляцией остатков сил эскадры Рождественского 15.05. Уйдя на дно по исчерпании боевых возможностей на 100% и без участия в этом японцев, он не может быть записан ими на свой боевой счет. Он погиб победителем, а не побежденным.

"Дмитрий Донской" был стар, и в Цусимском бою сказалась надежность старой техники, эффект, наблюдающийся и в XIX в. Сплошной тонкий пояс железной брони, устанавливаемый на русских крейсерах постройки 70-80-х гг. и от которого отказались на более молодых кораблях (не "держал" прямые попадания русских бронебойных снарядов), не позволил японским осколочно-фугасным снарядам изрешетить подводную часть борта. Не потребовали остановок 2 компаунд-машины двойного расширения, работавшие на один вал; не выходило из строя при эволюциях механическое рулевое управление, бич управления с электроприводом на более молодых кораблях.

Крейсера устаревают, как сейчас, так и 100 лет назад, через 15-20 лет после спуска на воду. Спустя еще какое-то время их выводят из состава флота и в большинстве случаев разбирают на металлолом, "на патефонные иголки". Иногда корабль превращают в брандвахтенное судно или, если он имеет важные заслуги перед страной, ставят на вечную стоянку, превращая в "почетную брандвахту" со статусом музея. Некоторые заканчивают свою службу в море, в последний раз послужив своему Отечеству в качестве учебной или экспериментальной мишени "в натуральную величину" для боевых стрельб. Но наверное все крейсера могут позавидовать тому, как закончил свою боевую службу ветеран Русского Флота крейсер первого ранга "Дмитрий Донской".

Будем помнить матросов и офицеров с крейсера "Дмитрий Донской": капитана второго ранга Блохина, старшего офицера корабля (любопытные мемуарные новеллы о нем можно найти в собрании трудов академика А.Н. Крылова), капитана второго ранга Коломийцева, командира затопленного миноносца "Буйный", шедшего на "Дмитрии Донском", и, конечно, капитана первого ранга Лебедева, командира крейсера "Дмитрий Донской", погибшего вместе с ним.

России свойственно (к сожалению) не помнить своих героев, спасавших честь ее флага в глазах всего мира. И эти герои тоже накрыты общим с остальными ярлыком "позорного поражения", "бесславной гибели прогнившей военной машины" (хотя лучше других сражались как раз наиболее старые и архаично организованные системы). Традиция не из лучших...

Р.Б. ЖДАНОВИЧ, С.-Пб.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199932/?32_6_1

199932

Previous post Next post
Up