(А.Н. ШИПОВ, Ленинград)
В "Дуэли" N20(42) опубликована Ваша статья (точнее начало ее) "Асы". Вопрос, который Вы поднимаете (чьи асы лучше?), далеко не праздный. Однако совершенно справедливо подвергая сомнению цифры "побед" германских летчиков, уверены ли Вы в 100%-ой надежности цифр наших и англо-американских асов?
Вот некоторые цифры: согласно справочнику M. Clodfelterf "Warfare and armed conflicts" (London, 1992 г.), второй том которого посвящен войнам XX в. (1900-1991 гг.). Потери воюющих сторон в самолетах за время Второй мировой войны: Германия - 95000, США - 59285 (причем тут же приводится еще одна цифра - 65200, вместе с теми, что разбились на территории США), Великобритания - 33090, Английские доминионы - 10760 (Австралия - 7160, Канада - 2389, Новая Зеландия - 684, Индия - 257), Япония - 49485, Италия - 4000, Франция - 2100. Данных по СССР - нет, что не случайно. Есть и некоторые другие данные (по Италии - 5272, по Германии - 108106 - см. O. Groehler "Geschichte des Luftkrlegs", Berlin, 1981 г., стр. 504). Согласно данным советских архивов, общие потери ВВС СССР - 106400 самолетов ("Гриф секретности снят", М., 1993, стр. 360).
Таким образом, если брать потери в авиатехнике ведущих стран участниц Второй мировой войны, то можно составить следующее представление: потери ВВС СССР - 106400, потери западных союзников (США, Англии с доминионами и Франции) - 105-111 тыс. Таким образом максимальные потери приблизительно 217500. Страны оси (только Германия, Япония и Италия) - 149-163 тыс. Итого, максимум - 163 тыс. Поскольку нас интересуют главным образом потери на Европейском театре военных действий (ТВД), потери японской авиации и авиации союзников на Тихом океане мы можем отбросить. Японцы потеряли примерно 50000 самолетов, потери американских ВВС (по Clodfelter-у): 13055 самолетов армии и 8500 флота (всего примерно 21500 самолетов). Представляется крайне сомнительным, что англичане потеряли в войне с Японией хотя бы 25% своей авиации, однако поскольку данных на этот счет нет, думается, можно принять в качестве рабочей гипотезы, что 1/4 своих потерь в самолетах англичане понесли в войне с Японией. Таким образом, минимальные потери англо-американских союзников в Европе и Северной Африке - 72000 самолетов (американцы - 59200-21500=37700, англичане приблизительно 33000, французы - 2000). Но нас, разумеется, должны интересовать боевые потери, т.е. те самолеты, которые уничтожены непосредственно противником (сбиты в бою, огнем зенитной артиллерии, уничтожены в результате налетов на аэродромы, захвачены в качестве трофеев). Цифры неполные, но их можно попытаться получить расчетным путем. Авиация армии США (RAF) потеряла в боях против Германии и Италии 18418 самолетов (1942 - 141, 1943 - 3028, 1944 - 11618, 1945 (январь-апрель) - 3631). Потери авиации флота неизвестны, однако вряд ли они были очень значительны, округлим поэтому боевые потери до 19000 машин. Если принять такое же соотношение боевых и не боевых потерь (50 на 50) для британцев и французов, получим минимум 16000 английских и 1000 французских самолетов. Итого боевые потери западных союзников не менее 36000 машин.
Боевые потери советских ВВС - 46100 самолетов (1941 - 10600, 1942 - 9100, 1943 - 11700, 1944 - 10400, 1945 - 4300). Таким образом, боевые потери стран-участниц антигитлеровской коалиции - не менее 82000 самолетов.
Боевые потери германских ВВС (по Clodfelter-у) - 61105 самолетов, итальянцев - 3269 (там же). Итого - 64374 самолета. Эти данные дают довольно ясную картину соотношения потерь сторон в войне. А вот каковы цифры официальных отчетов сторон об уроне, причиненном противнику: пилоты RAF претендуют на уничтожение 29916 вражеских машин (данных об американских зенитчиках, пилотах флота и т.д. - нет). Сколько сбили англичане в точности неизвестно, но претендуют, думается, на не меньшее количество уничтоженных самолетов противника, чем американцы. В период "битвы за Англию" (июль-октябрь 1940 г.) англичане объявили о 2698 победах в воздухе, в то время как реальные боевые потери германской авиации составили 1385 машин (Clodfelterf, т.2, стр. 799). Ничего не могу сказать о потерях, нанесенных врагу французами, а вот советские ВВС якобы уничтожили 55000 германских самолетов из 70000 "уничтоженных" на советско-германском фронте (50 лет вооруженных сил СССР, М., 1968, стр.418; в "Истории военного искусства", М., 1984, стр. 358 приводится даже цифра 77 тыс. вражеских самолетов). В целом, можно сделать вывод, что только авиация союзников "уничтожила" вдвое больше самолетов противника, чем он всего потерял от воздействия неприятельского оружия.
Ну а о немцах и говорить нечего. Германские летчики-истребители записали на свой счет почти 70000 самолетов. Из них 44000 эти "асы" записали себе на Восточном фронте и 25000 на Западном. Кроме того, на Востоке отличились и союзнички Германии - на их счету еще 16000 "побед" (все данные по Clodfelter-у). Так что не удивляйтесь, откуда у бравого финна Эйко Юутилайнена 94 "победы". А ведь был еще и румынский "герой" - князь (или принц) Контакузино - этот "сбил" 60 советских машин. А ведь были еще и бравые зенитчики (если верить их донесениям, сбивавшие наши самолеты просто пачками). Ну, а еще ведь был Ганс Рудель, в одиночку "истребивший" на своем "Ю-87" чуть ли не целую танковую армию. Так что, по "очковтиранию" немцам пожалуй действительно нет равных, однако и у других "рыло в пуху", в том числе и у наших.
Вот несколько примеров из истории воздушной войны, которые возможно заинтересуют читателей.
1) Антон Алексеевич Губенко (1908-1939). Герой Советского Союза (1939), сбил 5 самолетов, в т.ч. 1 - тараном (31.05.1938 г.) в небе Китая. Как вы помните, асом считается летчик, одержавший 5 побед. Однако как минимум 1 "сбитый" Губенко японец уцелел, а именно - жертва тарана. Таран действительно был, но японский летчик Касимура сумел привести свой А5М на аэродром, хотя треть его левой консоли и была отрублена (см. "Авиация Японии во Второй мировой войне" М., 1996, ч. 2, стр. 50).
2) Во время сражения у атолла Мидуэй 4 июня 1942 г. 25 американских истребителей (20 "Баффило" и 5 "Уайлдкетов") атаковали японские самолеты (11 бомбардировщиков под прикрытием 36 истребителей А6М). Японцы , сбив 15 американских истребителей (еще 7 были серьезно повреждены), доложили о 42 "победах", в свою очередь американцы, сбив 4 японских машины (2 истребителя и 2 бомбардировщика), заявили о 43 "победах". При атаке атолла зенитчики сбили еще 2 японских самолета, а объявили о 10 "победах".
3) Упоминавшаяся мною "битва за Англию": боевые потери немцев - 1385 машин, (англичане заявили о 2698 победах. В свою очередь англичане потеряли в боях 915 истребителей и 300 бомбардировщиков - 1215 машин. Немцы заявили о 3058 "победах"
4) Возьмите книгу Р.И. Ларинцева и М.Н. Супруна "Люфтваффе под полярной звездой: потери ВВС Германии на Крайнем Севере", Архангельск, 1996 г., и вы убедитесь, что как только у одной из сторон дела на фронте идут хуже, тут же возрастают "потери" противника. Надо ведь чем-то оправдывать неудачи!
Вот например, в 1941 г. немцы считали, что уничтожили на севере СССР 215 советских самолетов. По советским данным, ВВС Северного флота потеряли (по всем причинам) 131 самолет, ВВС Карельского фронта - 200 (часть потерь - не боевые, да и финны же что-нибудь сбили). Эти цифры за период с 22.06 по 1.11.1941 г. Советские данные о потерях противника за этот период завышались в 2-3 раза. Так продолжалось до конца 1942 г. (напомним, что в этот период гремела слава Бориса Сафонова, погибшего весной 1942 г.). Но вот наступает 1943 г. Гитлеровцам дали по хребту. Что же мы наблюдаем? По немецким данным за 1943 г. летчики 5-го флота "сбили" 910 советских самолетов, однако реальные потери следующие: Северный флот - 324, Карельский флот - 153 (это все потери, включая и не боевые). Характерно, что именно в 1943 г. 5-й воздушный флот теряет своих самых прославленных "асов": Р. Мюллера (94 "победы"), Г. Дебриха (65), А. Бруннера (53). Думается, дальше продолжать не стоит.
С уважением
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199816/?16_6_2