Самый сложный трюк фильма "Место встречи изменить нельзя"
Aug 03, 2016 11:09
На вопрос "Какой самый сложный эпизод в фильме "Место встречи изменить нельзя"?" режиссёр Станислав Говорухин всегда отвечает: "Погоня муровцев за Фоксом". В фильме сцены этой погони за Фоксом занимают несколько минут, но снимались они в течении месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильма
Средств на постановку столь сложных сцен было в обрез. Кроме того, обе машины - "Фердинанд" и "Студебеккер" оказались в очень плачевном состоянии - едва могли двигаться.
Вот что вспоминал художник-постановщик Валентин Гидулянов: "Мы нашли совершенно "убитый" "Студебеккер" - не на ходу, без тормозов. Разгонять этого инвалида должен был специальный грузовик-толкач. В определенный момент он должен был отцепиться, и в кадре "Студер" катил под уклон к реке самостоятельно. Чтобы автомобиль более эффектно "спланировал" с набережной, соорудили перед парапетом небольшой деревянный трамплин. В кабину сели два наших лучших каскадера - Владимир Жариков и Олег Федулов..."
Кстати, для подстраховки Говорухин пригласил еще двух известных автогонщиков, но те вынесли убийственный вердикт: "Башку разобьете". И все же...
"Предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях "режимной съемки", за те считанные минуты, когда сгущаются сумерки, - рассказывает главный оператор фильма Леонид Бурлака. - Вроде бы все подготовили, отрепетировали - нужно начинать. Вдруг выясняется: у толкача заглох двигатель, и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит - еще чуть-чуть, и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент автомобиль все же завелся, разогнал "Студебеккер", тот покатил к реке, сбил решетку..."
Послушаем В. Жарикова: "Мы загорелись этим трюком и даже подписку режиссеру дали: "За наши жизни и здоровье киногруппа ответственности не несет". Сцену репетировали две недели: изучили трассу, рассчитали скорость. Наконец день съемки. Кончается сентябрь, холодно. Подъезды перекрыты, но на мосту толпа зрителей. Мы уже сидим в машине, а команды все нет, что-то заело с камерами. Наконец - сигнал. Разгоняемся. Машина ударяется колесами о тротуар, подпрыгивает, и я чувствую - летим. Ремни безопасности применить нельзя, мы упираемся во что можем руками, ногами, спинами... Навстречу несется что-то черное..."
Больше всего съёмочная группа опасалась, что машина в полете перевернется вверх колесами. Но именно это и произошло: грузовик воткнулся в воду радиатором, его заднюю часть задрало (хотя планировалось что она упадет в воду брюхом, для этого в кузов положили тяжелую плиту). Вдобавок оказалось, что в этом месте дно Яузы покрыто метровым слоем ила. В него целиком ушла кабина "Студебеккера", так что каскадерам было очень непросто выбраться наружу. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадеры погибли. Но они чудом остались живы и даже не пострадали. Им было больно по другой причине: самая главная камера, та, что должна была снимать падение крупным планом, не сработала...
И ещё один интересный момент - во время преследования грузовика слышен только голос Жеглова, но в кадре почти нет. Как рассказывал Говорухин, это сделано специально: Еще в самом начале съемок фильма они договорились с Высоцким, что ему будет дана возможность отдохнуть. Почти весь месяц, что снимались эти кадры, он провел в зарубежных поездках. Высоцкий появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов - помните сцену: Жеглов разбивает стекло "Фердинанда" и, высунувшись, стреляет по уходящему "Студебеккеру" с бандитами?
Первоначально предполагалось, что герой Высоцкого должен опустить раму автобусного окна, но Владимир Семёнович вдруг решил сымпровизировать. Как рассказывал главный оператор Леонид Бурлака, стекло в окне "Фердинанда" оказалось толстое. "Высоцкий раз по нему ударил, другой... Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: "Ну все, п...ц, приехали!" Смотрим, у него рука в крови: на пальце - глубокий порез от осколка. А ведь тем же вечером Высоцкий должен был вылетать на очередные гастроли в Сибирь. Но пришлось эти концерты отменить..."
И ещё один момент про этот эпизод. Артист Алексей Миронов, игравший водителя Копытина, работал без дублера и сам управлял ретроавтобусом. Участники съемочной группы рассказали, что в разгар работы над фильмом у Миронова стало сильно сдавать зрение - развивалась катаракта. Тогда Высоцкий решил помочь "коллеге по МУРу". Он позвонил академику Федорову, и в клинике знаменитого офтальмолога Миронову "отремонтировали" глаза