Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя"
Jan 10, 2016 17:01
Владимир Высоцкий очень мало рассказывал о своей роли Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя". Но сохранилось интервью, данное Высоцким корреспонденту Всесоюзного радио И. Шестаковой 8 января 1980 года за кулисами Театра на Таганке во время "Гамлета". С одной стороны, рассказ Высоцкого не всегда чётко пронизан логической нитью, что понятно: несколько раз он уходит на сцену и возвращается и, разумеется, в данный момент больше живёт настроением спектакля и жизнью датского принца, чем настроением и жизнью киноактёра Высоцкого. С другой же стороны, возможно, что именно это постоянное отсутствие самоконтроля помогло журналистке "вытащить" из Высоцкого то, что ни до, ни после он публично не произносил
вот фрагмент этого интервью, относящийся к исполнению роли Жеглова
"Дело в том, что вообще - в принципе - вот эта вот драматургия, на чём построена вообще вся вещь: этакий /усмехается/, ну что ли, голубой герой, который призывает к милосердию, - к тому, что - кончена война, и к тому, что - уже хватит, и нужно наоборот - всё в сторону умягчения, а не ужесточения, и что нужно действовать честно даже с нечестными людьми, - эта, в общем, позиция. На словах она хороша. Но вот если сейчас кругом посмотреть, поглядеть, что в мире происходит, - и о терроризме, и о том, что - вот "красные бригады" стреляют по ногам детям, а потом на их глазах убивают учителя, - начинаешь сомневаться, кто из них, в общем, прав.
Если вы обратили внимание, то Вайнеры - они это как раз ухватили в этой вещи. Они были очень серьёзны. Когда они поссорились окончательно - два персонажа, - по книге, - и разошлись (тот сказал: "Я не хочу с тобой работать", а Жеглов ему ответил: "Ну и как хочешь"), приходит Шарапов в МУР - и видит в траурной рамочке свою любимую девушку, которую убили те же бандиты. И вот в данный момент, если бы они ему сейчас попали, он любым способом упрятал бы их за решётку, если бы не уничтожил, правда? Вот Жеглов мой находится всё время в этой позиции, в которой Шарапов мог бы оказаться в конце картины, понимаете? И, в общем-то, я его нигде не оправдывал, я даже не знаю, чего я с ним делал, - я, в общем, только знаю одно, что - нету людей, у которых... Очень много перемешано в нас всего, да и у профессионалов тоже. И у него. Это видно по картине, правда?
Кстати говоря, очень многим людям нравится, что он засунул кошелёк в карман, и так ловко. Потому что это явный вор. Возможно, он так бы не стал себя вести с человеком, в котором не уверен. Ну а вот одно - я сделал в этой картине: я считаю, что это моя заслуга, собственно, моя заслуга, - что он ошибается, что если он подозревает, что это преступник, - всё, - для него человек перестаёт существовать. Человек в нём. И поэтому с единственным приличным человеком он ошибся, поэтому он с ним так и ведёт, понимаете? Вот в этом, может быть, есть что-то. Но они никто не договорили, что - это теперь очень интересно и важно исследовать эту тему: кто из них прав. Как нужно обращаться с террором - таким же, в общем, способом или, всё-таки, терпеть и пытаться находить другие пути. Ведь никто ж на этот вопрос не может ответить в мире.
...Я вам хочу сказать, что мы пытались - я, например, и согласился сниматься в этой картине, - чтобы этот вопрос поставить. Поставить со своей точки зрения, как мы... От имени моего персонажа я утверждаю, что нужно так с ними - их надо давить - от начала до конца, если ты уверен абсолютно, что это преступник, на сто процентов. Но - бывают ошибки. В данном фильме это была ошибка омерзительная со стороны Жеглова. В другой раз, может быть, не так страшно"