Закончился фестиваль "2morrow/Завтра". Официальные итоги вы можете прочитать на
сайте, а ниже я подведу итоги собственные.
НЕМНОГО ОБЩИХ СЛОВ, ИСТОРИИ И СВЕТСКИХ СПЛЕТЕН
Самым важным итогом 7-го кинофестиваля "Завтра" является его очевидный прогресс, как с организационной точки зрения, так и с чисто зрительской. Первые фестивали "2morrow/Завтра" создавались командой зубров Иван Дыховичный, Ренат Давлетьяров, Алексей Медведев. Со смертью главного автора, Ивана Дыховичного, фестиваль распался на два - более профессиональный "2-in-1" и сохранивший преемственность, но потерявший кадры "2morrow". Странная дружба-конкуренция этих фестивалей близнецов видала многое, и, надо сказать, "2morrow" я всегда немного недолюбливал - он был хуже организован, показывался на неудобных площадках и репертуар, как по мне, был далеко не самым интересным, хотя и дающим представление о том, что вообще в мире бывает.
В прошлом же году фестиваль "2morrow" получил наконец-то внятную площадку ЦДХ на Крымском валу и более внятную, хотя и не бесспорную программу. За которую, видимо, спасибо иностранному куратору Сильвану Озу, вице-президенту параллельной программы Венецианского кинофестиваля «Венецианские дни». Зрительское внимание сразу же было привлечено новым фильмом Ким Ки Дука "Пьета", последней лентой Алексея Балабанова "Я тоже хочу", героической работой Любови Аркус "Антон тут рядом", а также "Спящей красавицей" Марко Белоккьо. Параллельные программы были посвящены оппозиционному движению в России и чисто киношной теме - саспенсу. В целом получилось не плохо. За Балабанова - от меня отдельное спасибо.
В этом году кинофестиваль "Завтра" пошёл по тому же пути - иностранные отборщики, и сразу несколько. И ещё больший упор на фестивальное, а отнюдь не на андеграундное кино. (Получилось даже несколько печально - в каком-то смысле "2morrow" зашёл на территорию фестиваля-близнеца "2-in-1", делавшего раньше упор как раз на фестивальное кино, а в этом году отмененного, вроде как, по финансовым причинам. Что, конечно же, очень жаль!) Почти половина лент этого фестиваля - призёры или как минимум номинанты самых престижных кинофестивалей - Санденс, Берлинале, Локарно и даже Канны. Акценты значительно смещены в сторону кино зрительского, а не узко-синефильского. Разнообразие программы также не могло не радовать. Кроме основного конкурса и спец-показов была не менее, а может даже и более, интересная документальная программа от Beat Film Festival, а также дебютные ленты из Сибири.
Не знаю, случайно ли, но, как мне показалось, основными сквозными темами этого фестиваля стали насилие, полицейский произвол и однополая любовь. В прочем, и в том, и в другом случае фестиваль держит нос по ветру - судя по новостям и блогам, в России нет более обсуждаемых тем. Интерес к последней подогрел ещё и
недавний каминг-аут директоров фестиваля Ольги Дыховичной и Ангелины Никоновой. К чести отборщиков, несмотря на явно радужную подсветку многих фильмов, пикантные особенности не переходили границ и в целом программа была расчитана на очень даже широкого зрителя.
Отдельное слово об Ольге Дыховичной. Конечно, после смерти супруга многие не воспринимали её, да и сам фестиваль всерьёз. Многих сил, проб и ошибок, стоило ей удержать этот фестиваль на плаву и вырасти самой. Но прогресс, опять же налицо. За спиной актёрские работы, документальные фильмы. В 2011 Ольга продюсирует смелую эротическую драму "Портрет в сумерках", где и снялась сама, а режиссёром выступила партнер по бизнесу и по жизни Ангелина Никонова. Не смотря на дебют, фильм вышел качественным, профессиональным, получил несколько престижных наград. В общем, по всему уже видно, Ольга Дыховичная - уже не просто носитель звучной фамилии, но талантливый профессионал, смелый, энергичный и свободный человек. Как раз такой и необходим для кинофестиваля с претенциозным названием "Завтра".
О ПРОСМОТРЕННОМ
Начну с лучшего. "Мад(Mud)" - очарователен и захватывающ. Третий фильм сравнительно молодого режиссёра Джеффа Николса попал в конкурс Каннского кинофестиваля более чем заслуженно. Несмотря на традиционную ныне продолжительность (более 2 часов) смотрится как очень даже напряженный экшн, хотя собственно весь экшн отложен в нем на самый-самый конец. В целом, работа Николса отсылает нас к романам Марка Твена - река, лодки, двое мальчишек и таинственный незнакомец. Хотя в ту же канву ложится, как ни удивительно, российский шедевр, "Возвращение" Андрея Звягинцева - определённая перекличка у них есть. Другую перекличку, на тему утраченного лета и детства, возмужания и первой любви я нашёл с первым фильмом Кустурицы "Помнишь ли ты Долли Белл?". Иные вспомнят кинематограф СССР, который славился своими детскими фильмами. В общем, чего ещё говорить - фильм определённо на самого разного зрителя. Хорошее, доброе, в меру глубокое, в меру динамичное кино про летние приключения двух шалапаев. Интересно будет и школьникам, и взрослым.
А теперь о прекрасном. "Уроки гармонии" - дебют казахского режиссёра Эмира Байгазина, славен не только тем, что это первый за всю историю казахского кино фильм, попавший на Берлинале, но и (ого!) "Серебрянным медведем" за выдающиеся художественные достижения. Тот редкий случай, когда уже по кадрам и описанию угадывается - да, это будет отличное кино! "Уроки гармонии" невероятно красивый фильм. Снятый в запредельном минимализме, он как нельзя лучше передает внутреннюю жизнь главного героя, школьника Аслана. Непростая история школьных взаимоотношений очень быстро выходит за рамки бытовых конфликтов и перерастает в притчу о Системе Насилия, о жизни, устроенной по воровским понятиям от младшей школы и до самого верха. В какой-то момент кажется, что главному герою под силу найти выход из порочного круга... Но реален ли выход или сюрреалистичен - ответ остается за кадром, зритель волен выбирать, согласно собственной вере.
Рекомендую ничуть не меньше предыдущего. Единственное что - так как фильм казахский, а права на него у Франции, прокат в России ещё очень даже под вопросом. Надеюсь, что Гран-При на данном фестивале как-то поможет картине, а пока ловите её на фестивалях, ищите в интернете. Не пожалеете.
Скандальное. Две гала-премьеры - фильм открытия "Глория(Gloria)" и фильм закрытия "Том на ферме(Tom à la ferme)". Обе собрали полные аншлаги. На закрытие все билеты были раскуплены ещё за день до, на показе люди сидели даже на ступеньках, а для прессы, прочих халявщиков и просто неудачников был сделан ещё один отдельный, практически, ночной показ. Предвидя это, автор данных строк даже несмотря на аккредитацию прозорливо запасся билетом, о чём ничуть не пожалел. И это более чем красноречиво говорит о том, что я написал выше - и с организацией и с отбором у фестиваля в этом году всё очень даже хорошо.
"Глория" - картина чилийского режиссёра Себастьяна Лелио, мастера изображать интимные сцены, показывает личную жизнь мадам Глории, которой далеко за... не будем гадать за сколько. Разведена. У сына своя семья. Беременная дочь уезжает в Швецию. Глория живёт одна и, периодически, отрывается на дискотеках "тем кому за..." и кадрит там себе мужчин, в полном расцвете лет. Увы, дальше лёгких увлечений лямурные похождения немолодой Глории не продвигаются. Героиня печалится, но не сдаётся... Небезынтересная картина с неоднозначным главным персонажем, сдобренная весьма откровенными сценами. Не шедевр, но можно посмотреть, особенно тем, кто хочет заглянуть в будущее. В своё будущее.
"Том на ферме" нашумел ещё до того, как кто либо его вообще посмотрел. Ещё бы! Четвёртая уже картина канадского вундеркинда Ксавье Долана, автора "Я убил свою маму" и "Воображаемые любови". Автор, открытый гей и снимающий кино, преимущественно, про геев не мог не собрать ну хотя бы треть всей гей-столицы. Пришёл даже мсье Красовкин. Однако... Не знаю, как ему, а мне показалось слабенько. Не то чтобы совсем неинтересно. Напротив, и завязка, и сюжет очень многообещающие - городской парень Том приезжает в деревню на похороны своего бойфренда, где сталкивается в странном противоборстве с братом умершего. Далее следуют сложные игры в кошки-мышки, танго в сарае, стокгольмский синдром, жанр неустойчиво колеблется между драмой и комедией, перескакивая даже в детектив, и очень, очень интересно, чем же всё закончится. И снято всё... вкусно, "как мы любим" - на некоторых сценах публика буквально аплодировала. Увы, в итоге фильм обманывает ожидания зрителя. Концовка то ли скомканная, то ли какая-то недосказанная... и это, замечаю, общее место у многих современных фильмов: сделать небанальный и нескучный финал - искусство много более сложное, нежели приковать внимание зрителя с первых кадров. Конечно, в целом фильм не плох, но слабее прежних. Поэтому, если кто вдруг не попал, не расстраивайтесь - потеряли вы не так много. Да и прокат, судя по такому аншлагу, не за горами. Я же буду ждать пятого фильма Долана, чтобы решить - то ли "и на старуху бывает проруха", то ли наш юный вундеркинд окончательно сдулся.
"История моей смерти(Història de la meva mort)" - третья гала-премьера и, может, не очень очевидный, но провал. Возможно, не хватило вступительных слов перед фильмом, объясняющих, за что же автор ленты Альберт Серра получил "Золотого леопарда" в Локарно. Анонс и впрямь обещает зрителю ну прям деликатес - историю Казановы, повстречавшего на склоне своих лет Дракулу. Далее что-то про смену эпох, смерть философской мысли. И надо сказать, первую половину фильма смотреть очень даже небезынтересно - меткие лаконичные диалоги, редкая, если не сказать уникальная техника постановки сцен, очень неспешное повествование. Как и подобает куртуазной истории, в фильме много фривольностей, однако совсем без пошлости, скорее с иронией. Всё портит появление старика в чёрных шароварах - "графа Дракулы". И лучше бы я ушёл за полчаса до финала и тешил себя надеждой, что упустил потрясающую развязку, где Казанова и Дракула ведут колкий, остроумный диалог, где ставкой жизнь и любовь прекрасной юной девы. Увы. Конец не только банален, он местами ещё и смешён. Для творческого выражения идеи автору всё-таки не хватило художественных средств. Работа с непрофессиональными актерами сыграла с режиссёром плохую шутку. Уж слишком неубедительный, практически карикатурный вышел Дракула - олицетворение новой Ночи, или, как писали в анонсе, эпохи Романтизма и Оккультной магии.
"Галлея(Halley)" (иногда ещё переводят "Холли") - надо сказать неплохой зомби-муви, но скорее на любителя. Очень медленный темп фильма явно не для широкого зрителя, хотя сюжет определённо оригинален и будет интересен далеко не только ценителям жанра. Мексиканец Себастьян Хоффман показывает историю жизни охранника Альберто... после смерти. Альберто умер, но чудесным образом продолжает жить. Есть больше не хочется, тело по кусочкам разлагается и рассыпается, но Альберто всё ещё "жив" - он ходит на работу, говорит, ведёт домашнее хозяйство. Собственно, он и при жизни был зомби. Но вот только став реальным зомби он встречает любовь. Или что-то в этом роде... Фильм о природе человеческой жизни, о поиске своего места, об утраченном времени. Концовка же отсылает нас к роману Мэри Шелли "Франкенштейн", что, с одной стороны, очень логично для зомби-фантазии, а с другой стороны не банально.
О двух, наипрекраснейших документальных лентах - чумовом "Левиафане" и пронзительно откровенной "А что теперь? Напомни мне" я обещаю написать отдельно. (дай мне, боже, время, силы и талант!) Обе эти ленты, наравне с "Уроками гармонии" и "Мадом" моё безусловное приобретение на этом кинофестивале.
Из несмотренного, но с хорошими отзывами - "Жена полицейского", "Злоупотребление слабостью", "Осторожно, двери закрываются" и документальная эпопея "Реальность. Начало"
Спасибо за внимание и да благословят Феллини с Антониони ваши репосты ))