Было в советском кино 70-80 годов направление - борьба трудящихся Латинской Америки, ну а после 1973 года, в первую очередь Чили, с военной хунтой поддерживаемой американским империализмом.
Первой ласточкой был прекрасный франко-болгарский "В Сантьяго идет дождь" с Трентиньяном и Биби Андерсон в главных ролях, сняты по горячим следам буквально уже на следующий год после переворота. В детстве его просмотр меня потряс своей атмосферой - как спокойно и даже буднично ставят к стенке студентов, превращают стадион во временный концлагерь, за считанные часы до вооруженного выступления расстреливают солдат и офицеров отказавшихся пойти против Альенде.
В советском кино на данную тему снимал Себастьян Аларкон, невозвращенец, выпускник ГИТИСА. Чилийскую натуру снимали на советском юге, жгучих латиносов неплохо играли молдаване, азербайджанцы, грузины, армяне, северокавказцы. Этим показателен первый крупный метр Аларкона - "Ночь над Чили" где роль сочувствовавшего левым архитектора Мануэля отлично исполнил Григоре Григориу.
Снимался фильм по роману перуанца Льосы "Город и псы" написанному задолго до пиночетовского переворота в соседней стране и в основном повествует о кадетском училище и его нравах. Эта часть отраженная в сценарии как раз очень сильно показана - серые будни, "отцы-командиры", особенно дедовщина
Click to view
Линия с чилийским сопротивлением выгляди как не-пришей-рукав вместе с недоделанной любовной; то ли они вставлялись уже по ходу съемок, то ли сценаристы изначально забили над их проработкой - в общем бледная немочь.
Основными героями становятся три кадета клички которых полноценно показывают их сущность: Ягуар (Сергей Векслер) - настоящий лидер, выходец из бедняков, никого и ничего не боящийся; Поэт - городской парень, не лишенный чувства прекрасного, которое тратит на помощь в написании любовных писем товарищам и сочинение эротических рассказов разной степени ядрености, которые прекрасно сбываются за сигареты, несмотря на свою интеллигентность не является размазней и всякий раз это доказывает; Раб - слова излишни, полное чмо во всех смыслах, с которым дружит лишь сочувствующий ему Поэт.
Отдельно стоит упомянуть лейтенанта Гамбоа в прекрасном исполнении Сергея Газарова, начальника выпускного курса, жесткого, но справедливого командира, не желающего поступаться принципами ради карьерного роста и роль майора - Всеволод Шиловский прекрасно показал кем в итоге станет честный лейтенант - выслуга лет и возможность стажировки в США это вам не шутки.
Основной интрига разворачивается после кражи компанией Ягуара билетов на экзамен по тактике. Начальство пытаясь установить истину прибегают к старому как мир методу - наказывается весь курс. Проведя месяц без увольнительных, Раб сдает по тихому виновника кражи которого он видел будучи в карауле. Однако фактически почти сразу сам выдает себя, и чуть позже, когда курсантов привлекают к разгону демонстрантов, также по тихому получает пулю в затылок. Начальству данное дело выгодно - из Раба делают героя погибшего от рук коммунистов, однако Поэт хочет найти истинного виновника убийства его друга, которым он считает Ягуара и тем самым начинает идти против системы.
Помимо хорошей актерской игры в фильме прекрасный саундтрек предоставленный в основном электронной музыкой.Однa из самых удачных сцен с брейком в советском кино:
Click to view
Ну и вместо трейлера - кадры фильма под "La Unidad Unidad":
Click to view