Фильмы вроде «Антихриста» созданы, чтобы вызывать противоречивые эмоции. А также, чтобы делить людей на два разряда. Важно понять, почему фильм у одних вызывал отвращение, а у других - улыбку понимания на губах.
Первое, что бросается в глаза - это жестокость, творящаяся на экране. Если бы не она, негативных рецензий стало бы на 80% меньше. Кино явно не для всех. Но громкое имя, громкое название, знаменитые актеры, слухи завели в кинотеатры откровенных любителей «попсы». Возможно, на такой эффект и рассчитывал режиссер. До этого он никогда не снимал жестокие фильмы; на этот раз заявила о себе депрессия, терзавшая фон Триера. Этим и следует объяснять свою жестокость и кажущуюся бессмысленность происходящего с главными - и единственными - героями. Но что же положительного можно найти в фильме? Прежде всего, отличные эффекты; некоторые из них беззастенчиво отсылают прямо к картинам А. Тарковского, которому Ларс и посвятил свою картину. Вселенная фон Триера в фильме ведет скрытый и непонятый большинством диалог с советским режиссером. Тот же ветер, колышущий бурьян, но если Тарковский вкладывал в него все положительное и дорогое ему и его героям, то у режиссера «Антихриста» он, как и все явления природы, - это дыхание сатаны, повелителя хаоса, который обитает, конечно же, в женщине. Мужчина в этой вселенной - это что-то лишнее. Это разумное начало. И весь фильм - это борьба хаоса и порядка, женщины и мужчины, бога-сатаны и индивида, природы и разума, обозначенная в Скандинавии еще Э. Мунком. Не все разгадали чисто арт-хаусный ребус видного режиссера. Некоторые разгадали, но не приняли радикальной и запутанной формы. Шок был главной причиной отторжения. В этом «Антихрист» напоминает другую картину.
В «Револьвере» нет особой жестокости, нет ужасов и гнетущей атмосферы. В остальном же он очень похож на вышеописанный фильм. Эффектная картинка, небезызвестные актеры, запутанный сюжет с элементами психопатии, шокирующий финал. Даже религиозная тематика здесь есть. Но теперь дьявол сидит не в женщине, а в каждом человеке (по иронии, в фильме это в основном мужчины). Его зовут Mr. Gold и он олицетворяет нашу жадность, толкает нас на злые поступки. Дьяволу также противопоставлен трезвый разум, причем очень расчетливый и хитрый, поделенный поровну между «мастером шахмат» и «мастером разводок».
Но что же так болезненно объединяет эти фильмы? Дело в том, что оба фильма создают широкое (даже слишком широкое, особенно в «Антихристе») поле для интерпретаций. И это многих заставило признать фильмы «псевдофилософскими», а то и вообще безыдейными, мол, режиссер сам не понимал что создавал. Но главное - это, как уже упоминалось, - шок. Шок массового зрителя, запустившего поток негативных рецензий. На фон Триера собралась толпа утонченных ценителей и просто любопытных, в гнездышке Гая Ричи же за время его карьеры вывелся особый тип поклонников остроумных черных комедий. Сходящие с ума от «Бешеных псов» и «Криминального чтива» пришли в кинотеатр в ожидании очередного боевика про гангстеров (ведь и плакаты говорили об этом), но получили, как выразился один рецензент, пулю в лоб. Философскую, психологическую, религиозную даже. Пулю артхауса. То же и у фон Триера, где половина зрителей разбежалась от вида искалеченных половых органов, а другая половина, досидев до конца, так и ничего не поняла. Эффект обманутого ожидания, шок, когнитивный диссонанс - зрителям просто не нравится когда над ними смеются.
Итог:
«Антихрист». Достоинства: спецэффекты, передача атмосферы. Недостатки: разорванный и натянутый сюжет, зачастую неестественное поведение героев.
«Револьвер». Достоинства: оригинальный ход «разводки» зрителя, визуальное оформление, интересное воплощение идеи. Недостатки: заимствования из других фильмов.
Screenshots из "Антихриста":
Screenshots из "Револьвера"