"Умные не надобны..."

Jun 21, 2011 11:49

Дальновидные правители, как правило,  стремятся избавиться от докучных повседневных хозяйственно-бытовых забот и переложить их на плечи тех, кто в них лучше разбирается. Так, Александр II, введя земства, не только польстил народу, но и в значительной степени снял с себя заботы об образовании и здравоохранении, что в кратчайшие сроки пошло им на пользу. Побочным эффектом является складывание гражданского общества, которое по указке сверху отчего-то не получается: объявишь, бывало, Народный фронт, а выйдет, как обычно, народный тыл.

Правители же недалекие, напротив, всё еще неподмятое торопятся возглавить, централизовать и встроить в вертикаль, что неизбежно и предсказуемо отрыгивается съеденным чижиком.

Когда школы принимали выпускные, а ВУЗы - вступительные экзамены, хватало и коррупции (особенно во второй части), и завышенных показателей (преимущественно в первой). Тем не менее, передача этих функций в руки образовательных чиновников вывела эти «отдельные недостатки, всё еще имеющие место» на качественно новый уровень.

Наблюдателю непосвященному может показаться, что скандалы в связи с ЕГЭ этого года разразились как гром среди ясного неба; те же, кто «в теме», хорошо помнят, что «утечки» заданий накануне экзамена случались ежегодно, что исключить использование телефонов в аудитории  Рособрнадзор обещает с регулярностью шарманки уже десять лет, а нехватка бланков поражает организаторов как снегопад - коммунальщиков.

И быть иначе не может.

Самая невзрачная школа все-таки стремилась создать своим любимым оболтусам комфортные условия; опять же, сдача экзамена по чужому паспорту исключалась. Самый что ни на есть коррумпированный ВУЗ был заинтересован в том, чтобы набрать хоть часть студентов из числа принципиально обучаемых - самим же потом мучаться. Чиновника не интересует ни то, ни другое, ибо он имеет дело исключительно с показателями, и конкретные юные лица Маши-Пети-Васи за этими целыми и дробными числами не просматриваются даже при крупном увеличении - процент всегда останется процентом. А поскольку обретенная цифирь стремительно возводится в ранг Универсального Измерителя Всего (от эффективности губернатора до успешности школы и компетентности отдельного учителя), то ум немеет от перспективы в ближайшем будущем обрести на карте Родины регионы, где число стобалльников по всем предметам будет превышать число выпускников. Не надо думать, что только избиркомы у нас умеют «давать план».

Поэтому одиннадцатиклассники у нас весь год теперь заняты собственно учебой примерно так же, как «кремлевские курсанты» за неделю до парада. По этим же причинам редкий наблюдатель (учитель по основной специальности) в аудитории заметит мобильный телефон (а хоть бы и нетбук: по информации моих учеников на некоторых экзаменах в этом году контролеры только что фотографировать задания не помогали) - зачем ему потом выслушивать про «честь учебного заведения» и «судьбу детишек», когда он и сам может этот текст рассказать наизусть и с выражением? Ох, сдается мне, что питерскому учителю Дмитрию Гущину, поведавшему «городу и миру» о трехсоттысячной группе социальной сети «вКонтакте», занятой «сопровождением сдачи экзамена в режиме реального времени», еще предстоит узнать о себе много нового от непосредственного во всех смыслах этого слова начальства…

Поставить «рамки» и переносные «глушилки» примерно в шести тысячах пунктов проведения экзамена не так уж сложно и совсем не так дорого, как нам рассказывают. Найти на непродолжительное время независимых (т.е. не связанных с образованием) наблюдателей тоже можно, а уж поставить на входе опытного, умеющего проверять документы милиционера - и вовсе раз плюнуть. Всё это, кстати, много лет подряд предлагается недалекими людьми, не понимающими, что честное проведение экзамена никому, кроме хороших учеников и их учителей, не нужно; что в этом случае общество рискует узнать много нового об отечественном образовании, являющемся, если кто забыл, приоритетным Национальным проектом.

А узнав, - задаться вопросом, который и сформулировать-то страшно…

Пока же направление умов имеет вполне адекватный характер. Например, после ЕГЭ по русскому одна родительница написала нашей администрации возмущенное письмо, суть которого сводится к тому, что, ориентируя наших крошек на честную сдачу экзамена, мы поставили их в неравное положение с учениками других школ.

Администрация, надо отдать ей должное, некоторое время мучилась вопросом: надо ли вправлять маме мозги (руководствуясь презумпцией их наличия) и объяснять, что честные всегда находятся в неравном положении? Потом вздохнула и решила оставить как есть...
Previous post Next post
Up