Подумалось мне, что для описания и изучения социума остро не хватает одного понятия, а именно "индекс цивилизованности". О степени цивилизованности говорили давно, но слишком аморфно и часто с расистских позиций, при сравнении "белых" (европейцев) с "дикарями", "цветными" и т.д. Отбросив расизм, перестали говорить и о мере цивилизованности.
(
Read more... )
Comments 45
Во-первый, армия не только из солдат состоит. Это структура, иерархия, недемократичная, но эффективная. Помимо солдат, в армии есть и сержанты, и офицеры, и даже генералы. Нельзя про это забывать.
А во-вторых, аналогия не самая очевидная. Цивилизация - это не только система взаимоотношений, но и культурная традиция, язык, мораль, ценности и идеалы. Не следует и об этом забывать, иначе речь о сферических конях в вакууме.
Reply
Пять мамелюков против пяти зуавов - равный бой.
Рота зуавов разгоняет произвольно большую армию момелюков.
Вот это, собственно индекс цивилизованности и есть. Чем сильнее усиливается мощь группы людей из данного общества при увеличении размера этой группы (или увеличении пропускной способности канала перевозки грузов, связывающего группу с остальным общетсвом) - тем более цивилизованно это общество.
Reply
//Цивилизация - это не только система взаимоотношений, но и культурная традиция, язык, мораль, ценности и идеалы.//
Я с этим категорически не согласен. Культура накладывается на цивилизацию, так как присутствует в том же "пространстве", но совпадения нет. У муравьев тоже есть цивилизация, но нет ни языка, мориали, ни идеалов. Люди - одно, цивилизация - другое.
Reply
Насчет того, можно ли их систему обмена информацией, основанную на феромонах считать языком - это вопрос отдельный. Если там есть передача приспособительно полезных навыков посредством обучения, то определению культуры, на которое я сегодня давал ссылку, это хозяйство удовлетворяет.
Опять же, какая-то часть культуры может использоваться социумом для воспроизводства цивилизации.
Reply
Reply
Reply
Помнится, в эпоху паровых броненосцев была такая штука как "боевые коэффициенты" - некая формула для оценки боевых качеств корабля. Боевой корабль тех времен, с его тысячным экипажем, зависимостью от угольных баз и ограниченным запасом снарядов - хрень по сложности соизмеримая с некоторыми цивилизациями. Но ведь оценивали же. И с успехом применяли эти оценки при планировании действий флота, состоящего из десятков таких кораблей.
Правда, здесь возникает большая проблема, заключающаяся в том, что индекс цивилизованности общества и индекс цивилизованности конкретного представителя данного общества - сильно разные вещи.
А если мы рассматриваем группу людей (экспедицию, колониальный военный отряд) взаимодействующую с другой цивилизацией, то из-за несамодостаточности этой группы людей там вообще третья методика подсчета индекса нужна.
Reply
//индекс цивилизованности общества и индекс цивилизованности конкретного представителя данного общества - сильно разные вещи.//
Да, два разных индекса с разными критериями. Но эти индексы как-то коррелируют. Для группы скорее всего наиболее важен индивидуальный индекс. "Повелитель мух" - худлит, но всё же тема "одичания" там неплохо раскрыта. Человек, изолированный от Системы и от привычного окружения, резко меняет своё поведение и как бы сбрасывает цивилизованность.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
С точки зрения характерных времен цикла человеческого воспроизводства "сезонно" значит "регулярно".
Вы, наверное, хотели сказать выше? Скученность ведет к повышенной смертности и облегчает распространение болезней.
Поэтому и ниже. У охотников-собирателей, у которых нет скученности и навоза, смертность от болезней и паразитов должна быть ниже, чем у земледельцев.
Некоторые кажутся более далекими, но тоже связаны, например, нарастающая секуляризация социума.Нарастающая секуляризация, на мой взгляд - это не причина, это МЕХАНИЗМ через который действуют реальные причины. Поскольку меметическая эволюция в цивилизованном обществе с книгопечатанием, телеграфом и газетами идет очень быстро, то секуляризация общества возникает ровно потому что обеспечивает ощутимые эволюционные преимущества тем социальным структурам (силовая и экономическая конкуренция в этот период идет в основном на уровне национальных государств, но не только ( ... )
Reply
Вот! А выше вы сказали, что отсутствия скученности смертность ниже у более цивилизованных народов. То есть наоборот :) Поэтому я и указал на это место, что понял вас сразу правильно.
Причина и механизм - не взаимоисключающие вещи. Причина - не характеристика явления, а указание его места в связи с другими явлениями, категория чисто логическая. То есть причина может быть "механизмом".
И умоляю, не надо сюда природную эволюцию приплетать. Развитие культуры никак не связано с эволюционными преимуществами. Культура развивается по своим закономерностям, как совокупность искусственного. Причины секуляризации - особый разговор. Мне важно, что индекс цивилизованности может включать и такой (религиозный) параметр. По мере возрастания цивилизованности сначала верования сменяются религиозностью, потом религиозность выветривается и заменяется секулярной идеологией и секулярными стереотипами.
Reply
Leave a comment