Подумалось мне, что для описания и изучения социума остро не хватает одного понятия, а именно "индекс цивилизованности". О степени цивилизованности говорили давно, но слишком аморфно и часто с расистских позиций, при сравнении "белых" (европейцев) с "дикарями", "цветными" и т.д. Отбросив расизм, перестали говорить и о мере цивилизованности.
(
Read more... )
Важнее соотношение рождаемости и смертности. Баланс примерно соответствовал простому воспроизводству, то есть сравнительно стабильной численности группы.
// Необходимость регулярных перекочевок//
Представление о первобытном человеке как кочевнике преодолено в науке почти сто лет назад. Не только в верхнем палеолите строились поселения с прочными жилищами, но и ранее, в мустьерскую эпоху. Охотникам-собирателям присуща, скорее, полуоседлая жизнь, сезонные перекочевки в пределах ограниченной территории.
//Причем из-за отсутствия скученности и навоза смертность также была заметно ниже//
Вы, наверное, хотели сказать выше? Скученность ведет к повышенной смертности и облегчает распространение болезней.
Раз вам интересна тема рождаемости, предлагаю отложить дискуссию до момента написания моего поста по этой теме. Здесь я всего лишь хотел указать, что "индекс цивилизованности" имеет высокое прикладное значение, в частности для демографии.
//Когда количество средств, которые необходимо затратить на воспитание ребенка превысило некоторый барьер.//
Это одна из частных причин, которую выявили этнографы, но которая вписывается в более общие закономерности. Есть много других причин, некоторые из них являются смежными с указанной вами. Некоторые кажутся более далекими, но тоже связаны, например, нарастающая секуляризация социума.
Reply
С точки зрения характерных времен цикла человеческого воспроизводства "сезонно" значит "регулярно".
Вы, наверное, хотели сказать выше? Скученность ведет к повышенной смертности и облегчает распространение болезней.
Поэтому и ниже. У охотников-собирателей, у которых нет скученности и навоза, смертность от болезней и паразитов должна быть ниже, чем у земледельцев.
Некоторые кажутся более далекими, но тоже связаны, например, нарастающая секуляризация социума.
Нарастающая секуляризация, на мой взгляд - это не причина, это МЕХАНИЗМ через который действуют реальные причины. Поскольку меметическая эволюция в цивилизованном обществе с книгопечатанием, телеграфом и газетами идет очень быстро, то секуляризация общества возникает ровно потому что обеспечивает ощутимые эволюционные преимущества тем социальным структурам (силовая и экономическая конкуренция в этот период идет в основном на уровне национальных государств, но не только) которые эту иделогически-юридическую систему разделяют.
Reply
Вот! А выше вы сказали, что отсутствия скученности смертность ниже у более цивилизованных народов. То есть наоборот :) Поэтому я и указал на это место, что понял вас сразу правильно.
Причина и механизм - не взаимоисключающие вещи. Причина - не характеристика явления, а указание его места в связи с другими явлениями, категория чисто логическая. То есть причина может быть "механизмом".
И умоляю, не надо сюда природную эволюцию приплетать. Развитие культуры никак не связано с эволюционными преимуществами. Культура развивается по своим закономерностям, как совокупность искусственного. Причины секуляризации - особый разговор. Мне важно, что индекс цивилизованности может включать и такой (религиозный) параметр. По мере возрастания цивилизованности сначала верования сменяются религиозностью, потом религиозность выветривается и заменяется секулярной идеологией и секулярными стереотипами.
Reply
И я приплетаю сюда МЕМЕТИЧЕСКУЮ эволюцию. Которая имеется только в социумаж, обладающиз символическим мышлением. Конечно она в какой-то степени природая. Потому что человек возник естественным путем. Но тем не менее, это совсем другая система репликаторов. Меметика - это не просто абстрактя социофилософская идея, выдвинутая Докинзом в 1976 году. Это вполне работающая научная теория. К сожалению, открытых публикаций по ее практичеcким приложениям мало. Поскольку в основном этими приложениями занимаются в маркетинговых отделах коммерческих фирм и рассматривают свои результаты как коммерческую тайну, know-how, дающее преимущество над конкурентами. Но кое-что можно найти,
Например, обычай целибата по понятным причинам не может передаваться посредством "природной" генетической эволюции, так как его стороннике не оставляют потомства (бесполость общественных насекомых - другое явление). Путем меметичекой эволюции такой обычай может формироваться и распространяться, что мы и наблюдаем, например в католичекой церкви.
Причины секуляризма очень просты. Он дает военные преимущества. Какие именно - можно разбирать.
Но вообще-то именно военные преимущества - основная причина распространения тех или иных социальных явлений. Существовала уйма крайне симпатичных соцумов с прекрасной культурой, гуманными и добрыми религиями и т.д. Все они мертвы, потому что соседний злобный социум оказался более эффективне в военном отношении.
Экономическая эффективность социума до весьма недавних времен была интересна преимущественно только потому, что обеспечивала людскими и материальными ресурсами его армию.
Пожалуй, только с 1991 года можно утверждать что отношение людей к своему правительству стало непосредственным фактором конкуренции социумов. До этого оно всегда опосредовалось готовностью защищать это правительство с оружием в руках.
Reply
//Это вполне работающая научная теория.//
Криво работающая, однако. Докинз может и неплохой биолог, но культуролог слабый. Нет никаких "единиц" культуры, аналогичных генам. Весь карточный домик меметики сразу рушится.
//Путем меметичекой эволюции такой обычай может формироваться и распространяться, что мы и наблюдаем, например в католичекой церкви. //
Если не игнорировать культуру, не придется искать никакое "наследование". Египетская пирамида та же, какую построил фараон. В данном случае, который указываете вы, имеет место воспитание и пропаганда определенных идей, которые зафиксированы с помощью священных (т.е. почитаемых) текстов.
//Причины секуляризма очень просты. Он дает военные преимущества.//
Преимуществ дает много. Но почему именно военные?
Делить социумы на добрые и злые я не вижу возможности,
//Экономическая эффективность социума до весьма недавних времен была интересна преимущественно только потому//
Это не вопрос социальных закономерностей, а вопрос теорий, то есть рефлексии. Государство в любом случае больше и важнее армии. Армия - средство экспансии и подчинения, наряду с другими средствами.
//отношение людей к своему правительству стало непосредственным фактором конкуренции социумов//
Революция 1917 года и гражданская война не в счет?
Reply
Leave a comment