Что меня всегда волновало и интересовало - это то, как люди относятся к представителям различных племен и народностей, к людям далёкого (первобытного) прошлого. К тем, кого долгое время называли дикарями, а кое-кто и сейчас называет. В чём-то это обозначение можно принять, как противоположность характеристике "цивилизованный
(
Read more... )
Comments 8
Reply
Что Анахарсис - выдуманный персонаж - это понятно, важен сам факт написания писем от лица варвара. Не просвещённый и цивилизованный эллин поучает варваров, а наоборот. Подобный сюжет ещё не раз возникнет в истории философии и литературы. Дерсу Узала у Арсеньева тоже как-бы учит цивилизованных людей, объясняет потерянное ими, скрытое от них. Возможно, что древние и более поздние противорпоставления дикарей цивилизованным людям возникли не без основания, могли быть и какие-то реальные прототипы.
Reply
Таким образом "мудрый дикарь" это в наибольшей степени сам философ (или школа) спроецированный на иную социокультурную реальность.
Reply
Это скорее всего самая точная формулировка. То есть имело место как бы встречное движение, дикари привлекали мыслителей именно тем, что у них внезапно обнаруживалось нечто родственное их мыслям, архаизм означал "иное" и воспринимался как нечто прогрессивное по сравнению с античным строем. Образ дикаря становился условным, но прототип всё-же где-то был. В 18 веке это можно даже проследить, всё же известно что именно могли читать французские просветители, библиотека Вольтера описана и т.д. Интересно было бы узнать, много ли черт сохранено в "Простодушном" из исходного рассказа или нескольких рассказов.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment