Отношение к дикарям.

Nov 30, 2009 00:02

     Что меня всегда волновало и интересовало - это то, как люди относятся к представителям различных племен и народностей, к людям далёкого (первобытного) прошлого. К тем, кого долгое время называли дикарями, а кое-кто и сейчас называет. В чём-то это обозначение можно принять, как противоположность характеристике "цивилизованный ( Read more... )

этнография

Leave a comment

Comments 8

torvard November 29 2009, 23:22:05 UTC
Образ "прекрасного дикаря" - ни что иное как часть мифологемы "Золотого века", причем часть призванная выполнить некую доказательную функцию. Легенды об Анахарсисе - яркий тому пример. Скорее всего речь идет о выдуманном персонаже (Геродот так и писал, что скифы говорят, что не знаю такого царевича), и уж точно о выдуманной реальности. Тот же Геродот, и даже Лукиан тоже не чуждый идеализации варваров сообщают немало довольно мрачных подробностей о человеческих жертвоприношениях и постоянных вооруженных стычках.

Reply

drevniy_daos November 29 2009, 23:46:25 UTC
Насчёт части мифологемы Золотого века - это верно. "Письма Анахарсиса" написаны в духе кинической философии, примерно такое же отношение к дикарям было и у даосов. Вопрос вот в чём - не перевернуть ли в свете этой взаимосвязи понимание самой мифологемы? То есть в образе Золотого века воплотилась своеобразная утопия, и дикарь - важнейшая часть этой утопии. Причем утопия не восхваляла цивилизацию, а, напротив, порицала её или её отдельные проявления и восхваляла архаику и её пережитки.
Что Анахарсис - выдуманный персонаж - это понятно, важен сам факт написания писем от лица варвара. Не просвещённый и цивилизованный эллин поучает варваров, а наоборот. Подобный сюжет ещё не раз возникнет в истории философии и литературы. Дерсу Узала у Арсеньева тоже как-бы учит цивилизованных людей, объясняет потерянное ими, скрытое от них. Возможно, что древние и более поздние противорпоставления дикарей цивилизованным людям возникли не без основания, могли быть и какие-то реальные прототипы.

Reply

torvard November 30 2009, 02:31:20 UTC
Прототипы по всей вероятности были,хотя лично мне кажется, что чаще всего имело место т.н. "вчитывание в источник", когда мыслители древности находили философскую глубину и сложную систему принципов там, где её в действительности не было. Восхищаясь простотой и естественностью варварской жизни, древние мыслители (и не только древние) были склонны искать у ведущих её народов идейные мотивы, близкие к собственным.
Таким образом "мудрый дикарь" это в наибольшей степени сам философ (или школа) спроецированный на иную социокультурную реальность.

Reply

drevniy_daos November 30 2009, 13:22:27 UTC
//древние мыслители (и не только древние) были склонны искать у ведущих её народов идейные мотивы, близкие к собственным.//
Это скорее всего самая точная формулировка. То есть имело место как бы встречное движение, дикари привлекали мыслителей именно тем, что у них внезапно обнаруживалось нечто родственное их мыслям, архаизм означал "иное" и воспринимался как нечто прогрессивное по сравнению с античным строем. Образ дикаря становился условным, но прототип всё-же где-то был. В 18 веке это можно даже проследить, всё же известно что именно могли читать французские просветители, библиотека Вольтера описана и т.д. Интересно было бы узнать, много ли черт сохранено в "Простодушном" из исходного рассказа или нескольких рассказов.

Reply


i_plombir November 30 2009, 04:05:13 UTC
Популяризация этнографических материалов - это здорово. Сам задумываю увеличь на сайте раздел и публикацию материалов. Хотя и труд- тоже сканировнаие - занимает кучу времени. Но оно того стоит.

Reply

drevniy_daos November 30 2009, 13:25:22 UTC
Мне вдвойне, даже втройне интересно этим заниматься - и собственное любопытство, и важные материалы для разработок в области альтернативного общества, и задача популяризации этнографических знаний. Авось со временем удастся это поставить на широкую ногу и даже организовать новые переводы этнографической литературы, а не только оцифровку. Пока же начну с малого.

Reply


annafrodiziak October 19 2010, 14:44:45 UTC
А Вы уже что-нибудь отсканировали? Я бы с удовольствием почитала!)))

Reply

drevniy_daos October 19 2010, 15:00:34 UTC
Пока мало отсканировали. Ссылки на отсканированные книги я даю у себя в журнале и в примитивистском сообществе. К примеру, на книгу Штейнена.

Reply


Leave a comment

Up